Слезоточивый газ, снесенный забор, переговоры у губернатора. Хроника суток протеста в Екатеринбурге
В центре Екатеринбурга 13 мая прошла стихийная акция против строительства храма Святой Екатерины на месте сквера у Театра драмы. Она закончилась столкновениями протестующих с полицией и бойцами местного спортклуба, вышедшими на защиту стройки. Дождь рассказывает главное об обострении конфликта, который тянется уже девять лет.
Битва за сквер
В ночь на 13 мая сквер у Драмтеатра оградили забором: в этом месте должно начаться строительство храма Святой великомученицы Екатерины. Охранять этот участок наняли ЧОП «РМК Безопасность», сотрудники которого имеют опыт в подавлении экологических протестов: они работали на строительстве Томинского горного-обогатительного комбината в Челябинской области, которое инициировала «Русская медная компания». Местные жители критиковали проект, опасаясь ухудшения экологической обстановки, протестующие несколько раз сталкивались с охранниками.
13 мая активисты, среди которых члены штаба Алексея Навального и группы «Парки и скверы Екатеринбурга», договорились провести у места строительства мирную акцию. Люди начали собираться около 19:00. За ними наблюдала охрана и сотрудники полиции. Около 19:30 активисты стали водить вокруг забора хоровод, после чего попытались раскачать ограждение, сообщает Znak.com. Некоторые вытаскивали из-под забора бетонные кирпичи, но охранники немедленно приносили новые. Около 20:50 ограждение все-таки рухнуло и люди заполнили сквер.
Сотрудники ЧОП отступили к установленной внутри периметра палатке и окружили ее кольцом. Активисты предположили, что в палатке — первый заложенный камень собора. Около 21:00 полицейские покинули сквер, но их место заняли спортсмены из академии единоборств «Русской медной компании» (спонсор строительства), среди которых профессиональный боксер Магомед Курбанов и самбист Иван Штырков. Еще туда приехали заместитель полпреда президента в УрФО Николая Цуканова Борис Кириллов и глава департамента внутренней политики Свердловской области Антон Третьяков.
В 22:30 спортсмены начали оттеснять людей из центра сквера, скандируя: «Мы за храм!» Между протестующими и бойцами возникали стычки. Некоторые журналисты и активисты сообщили, что почувствовали в толпе запах слезоточивого газа. «Вчера в сквере от Академии было десять человек, а не сто. Мы приехали, чтобы помочь охране поднять забор. Ни о каких конфликтах или угрозах со стороны нашей команды в сторону жителей не может быть и речи. Их не было. Там кроме нас были и другие люди. Кто-то выступает за строительство храма, кто-то против, и не нужно забывать об уважении к чужому мнению — это базис нормального общества. Все дискуссии должны быть в мирном русле, а то, что произошло ночью, в корне неправильно и не должно повториться», — сказал позднее Дождю Иван Штырков.
Сторонники строительства в итоге вернули забор на место, но активисты остались на площади, некоторые из них даже установили палатки для ночлега. К 23:00 к скверу подъехали казаки — они привезли икону, которую охранники, читая молитвы, носили по периметру.
В полночь полицейские потребовали от протестующих разойтись. Подчинились не все. Спортсмены дежурили на месте строительства до утра.
На пике в акции участвовали около двух тысяч человек. Четыре человека были задержаны.
С чего все началось
Собор во имя Святой великомученицы Екатерины в Екатеринбурге был построен при основании города — в 1723 году. В 1930 году храм взорвали, вместо него появились площадь Труда и сквер с фонтаном. Спустя 80 лет, в 2010 году, Екатеринбургская епархия и губернатор Свердловской области Александр Мишарин (занимал должность до 2012 года) объявили о планах воссоздать собор на прежнем месте. Предложение вызвало в обществе резко противоположные реакции.
Главный аргумент противников собора — его будущее расположение: под строительство планировалось отдать сквер, одно из немногих зеленых мест в центре. В итоге горожане отстояли площадь, в 2016 году место строительства храма сдвинули к городскому пруду. Это спровоцировало новые протесты.
Согласно проекту, 62-метровый храм должны были построить на насыпном острове в акватории городского пруда. Возвести его планировалось на деньги спонсоров к трехсотлетию города в 2023 году. Площадь застройки составляла более 1,5 тыс. кв. м., площадь храма — 530-550 кв. м. Идею одобрили на закрытом заседании архитектурно-градостроительного совета уже при другом губернаторе — Евгении Куйвашеве. Против проекта, прозванного горожанами «храмом-на-воде», выступили представители архитектурного сообщества, деятели культуры и простые жители. Они считали, что собор испортит вид на городской пруд.
Общественные активисты, добивавшиеся отмены строительства, организовали специальный «Комитет городского пруда». В апреле 2017 года они провели уличную акцию «Обними пруд» — около 1,5 тысячи человек разных возрастов выстроились в цепочку вдоль берега. После череды протестов, в октябре 2017 года, Евгений Куйвашев объявил о переносе места строительства храма. Выбор пал на Октябрьскую площадь, которая располагается на набережной реки Исеть возле Свердловского академического театра драмы.
В сентябре 2018 года место утвердили, но жители снова запротестовали. В апреле 2019 года на Октябрьской площади прошла аналогичная предыдущей акция «Обними сквер», по данным издания URA.RU, к ней присоединились около трех тысяч человек. Среди активистов — участники группы «Парки и скверы Екатеринбурга». По их словам, в центре Екатеринбурга мало зеленых зон, а застройка носит массовый характер. В 2018 году Свердловская область заняла последнее место в национальном экологическом рейтинге.
Сторонники возведения храма организовали свою акцию: 17 марта они устроили молебен, который посетили около восьми тысяч человек. Среди них — актеры Сергей Безруков, Алексей Чадов, Михаил Пореченков, Михаил Галустян, губернатор Евгений Куйвашев. Организаторов, между тем, обвиняли в использовали админресурса: реклама молебна шла на девяти радиостанциях, студенты рассказывали, что им за участие обещали закрыть прогулы, сотрудники городских предприятий — о принудительной явке или вознаграждении в 300 рублей.
Храм и бизнес
Курирует строительство храма Фонд святой Екатерины. Основные инвесторы проекта — олигархи Игорь Алтушкин из «Русской медной компании» (РМК) и Андрей Козицын из Уральской горно-металлургической компании (УГМК). Ранее Дождь сообщал, что, помимо храма, они утвердили строительство 30-этажного офисного здания, парковки на 220-машиномест для прихожан, а также фитнес-центра. Для проекта специально был создан застройщик — ООО «Храм святой Екатерины», им в равных долях владеют Козицын и РМК. Телефонные номера при этом совпадают с номерами строительной компании «Даймон-билдинг», чья головная компания зарегистрирована на Виргинских островах.
«У УГМК очень много в городе территорий, которые они получили под коммерческую застройку. Ладно тот объект напротив того места, где храм, — ведь они взорвали телебашню, и там огромный пустырь, а перед этим бюджет области выкупил за огромные деньги и подарил УГМК. То есть у людей там земля, тут земля, они в центре города держат огромную территорию под застройку, но вместо того чтобы <...> сделать подарок — берешь свою землю, строишь и говоришь: вот вам подарок, мы, такие верующие люди, построили тут церковь», — говорил в марте Дождю политолог Федор Крашенинников.
Что дальше
После столкновений 13 мая губернатор Евгений Куйвашев призвал протестующих к диалогу. «Сейчас моя главная задача как губернатора — добиться мира, спокойствия и понимания. Уличные конфликты — это не путь, которым можно решить проблему. Я думаю, что самый правильный шаг сейчас — организовать прямой разговор двух сторон друг с другом. Я готов выступить посредником в этом разговоре», — написал Куйвашев в инстаграме. Встреча состоялась, причин останавливать строительство власти все еще не видят.
В пресс-службе РМК Дождю сообщили, что Фонд святой Екатерины соблюдает все предусмотренные законодательством процедуры для начала строительства храма. Представители фонда охарактеризовали действия активистов как провокацию. «Попытки запугать сторонников строительства храма обречены на провал. В ближайшее время все запланированные работы на площадке будут продолжены», — сообщили URA.RU в пресс-службе организации.
Массовый протест прокомментировали и в епархии. «Екатеринбургская епархия считает недопустимым разжигание гражданского противостояния в вопросе строительства главного кафедрального собора и призывает к сохранению общественного мира и согласия», — сказано в пресс-релизе. Заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил, что протестующие должны решить, хотят ли они быть «наследниками тех, кто убивал верующих».
Протодиакон Андрей Кураев, напротив, поддержал протестующих. В своем «Живом Журнале» он обратился к региональным властям и спонсорам проекта (орфография и пунктуация автора): «Вы же так всемогущи. Мэр, губернатор, силовики, спонсоры, боевики, пресса - все у вас в руках. Так сделайте подарок городу. Придите не туда, где и без вас хорошо (в парк), а там, где плохо, тоскливо и дегенеративно. Возьмите самый заброшенный район города и соберите все свои ресурсы для его регенерации. Видимым символом и слоганом его возрождения сделайте храм св. Екатерины. А вместе с ним - проведите туда метро, расселите трущобы, постройте поликлинику и современную школу. <…> Вот и церковная верхушка могла бы уже задуматься над тем, что дарить, а не что забирать. И свое антиконституционное лоббистское сверхвлияние хоть иногда поворачивать в пользу простых людей. А пока миру явлено мурло православия, каким оно стало в эпоху великой святейшей борьбы против пусси райот».
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заверил, что Кремль следит за протестами в Екатеринбурге, но оценку событиям дать не смог. «Не обладаю нюансами, что именно там происходило. А только нюансы позволяют давать оценку», — сказал он.
Тем временем охрана укрепляет забор вокруг сквера. Но люди все равно приходят, и в 19:00 вторника началась новая акция — на момент публикации полицейские не разгоняли активистов, но вызвали подкрепление и не давали снова снести забор.
*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.