Абубакар Янгулбаев, бывший юрист «Комитета против пыток» и сын судьи Верховного суда Чечни в отставке Сайди Янгулбаева, рассказал, что уехал из Грузии в Европу из-за угрозы его безопасности. Об этом он рассказал телеграм-каналу «Можем объяснить».
«Решение уехать в Европу рекомендовано мне специалистами, которые разбираются в безопасности», — сказал молодой человек. Телеграм-канал отмечает, что он «срочно» вылетел из Грузии в Чехию.
«Можем объяснить» также со ссылкой на знакомого Янгулбаева пишет, что группа людей начала разыскивать его в Тбилиси.
Абубакар Янгулбаев рассказал, что планирует в Европе запустить проект, в котором будет освещать ситуацию в Чечне, а также собирается добиваться признания главы республики Рамзана Кадырова международным террористом.
Молодой человек также обратился к главе Следственного комитета Александру Бастрыкину из-за угроз со стороны Кадырова, депутата Госдумы от Чечни Адама Делимханова и руководителей чеченских силовых органов. Он требует возбудить уголовное дело по статьям об угрозе убийством (ст. 119 УК), возбуждении ненависти (ст. 282 УК), клевете (ст. 128 УК), подстрекательству к совершению убийства по мотивам кровной мести (ч. 4 ст. 33, п. «е.1» ч. 2 ст. 105 УК) и превышении должностных полномочий (ст. 286 УК).
«Ряд чеченских чиновников во главе с Рамзаном Кадыровым угрожают мне и моей семье убийством, возбуждают ненависть и вражду по отношению к нам, подстрекают к совершению убийства. И все — с использованием должностных полномочий», — написал Янгулбаев в своем телеграм канале.
20 января чеченские силовики силой вывезли Мусаеву из Нижнего Новгорода в Грозный. Комментируя ее задержание, глава Чечни Рамзан Кадыров назвал действия силовиков законными, поскольку женщина якобы не являлась на допросы по повесткам. Адвокаты сообщали, что повестки отправлялись на несуществующий адрес. Кадыров также после задержания Мусаевой говорил, что она напала на полицейского, чем «заработала себе статью на реальный срок заключения».
В Чечне Мусаеву сначала арестовали на 15 суток по административному делу якобы за нападение на полицейского, а позже предъявили обвинение по уголовному делу о применении к силовику насилия (ст. 318 УК) и отправили в СИЗО. Накануне к женщине впервые смогли попасть адвокаты, она рассказала, что отрицает обвинение, отметив, что тогда «была не в состоянии даже стоять». Адвокаты также сообщили о плохом состоянии ее здоровья.
После задержания Мусаевой Кадыров называл называл ее мужа Сайди Янгулбаева и ее сыновей «пособниками террористов» и призывал их задержать, а в случае сопротивления — «уничтожить». На сына Мусаевой Ибрагима Янгулбаева в Чечне возбудили уголовное дело об оправдании терроризма и заочно арестовали, его подозревают в администрировании телеграм-канала 1ADAT, в котором критикуются чеченские власти.
После угроз Кадырова Сайди Янгулбаев с дочерью покинули Россию, его сыновья уже находились за границей.
В Кремле сообщали, что Владимир Путин не намерен разбираться в ситуации с похищением Мусаевой и конфликтом семьи Янгулбаевых с Кадыровым. При этом пресс-секретарь президента заявил, что традиция кровной мести «не коррелируется» с российским законодательством.