22 июля стало известно о выдаче Беларуси бойца ММА Алексея Кудина, несмотря на запрет ЕСПЧ. Белорусский Фонд спортивной солидарности утверждает, что бойца днем 21 июля уже не было в СИЗО в Зеленограде, а утром 22 июля стало известно, что его тайно вывезли из России в Беларусь. В январе бежавшего из Беларуси Кудина задержали в Москве. В Беларуси на него заведено уголовное дело о сопротивлении сотруднику милиции на акции протеста 10 августа 2020 года в Молодечно. Он говорил, что не участвовал в акции, но «пришел на помощь как зевака» и нечаянно причинил телесные повреждения сотрудникам ОМОНа.
Руководитель правовых программ Московской Хельсинкской Группы Роман Киселев сообщил, что на данный момент официальных подтверждений об экстрадиции Кудина нет. Один из членов ОНК Москвы направил запрос в СИЗО Зеленограда, где Кудин содержался, чтобы узнать его местонахождение. «Все косвенные факты указывают на то, что, увы, Алексея действительно похитили», — добавил Киселев.
Накануне апелляционная инстанция оставила в силе решение об экстрадиции Кудина, после заседания он был доставлен обратно в изолятор. Киселев утверждает, что он еще тогда должен был быть освобожден, поскольку вышел срок его максимального нахождения под стражей. «Мы прождали под дверьми СИЗО до половины первого ночи, его так и не выпустили. Вместе с тем выезжали несколько машин в течение дня, и есть основания полагать, что в одной из этих машин находился Алексей», — сказал Киселев.
Он подчеркнул, что решение ЕСПЧ было принято за 6 часов до начала заседания в российском апелляционном суде. В этот промежуток времени о решении Страсбургского суда правозащитники уведомили Генпрокуратуру, столичное УФСИН, начальство СИЗО и погранслужбу. «Все знали, что есть запрет на экстрадицию, но, тем не менее, это не стало ограничением для них», — отметил Киселев. Теперь правозащитники информируют ЕСПЧ о том, что его предписание было нарушено. Аналогичные уведомления направлены в Комитет министров и Парламентскую ассамблею Совета Европы.
«Нам известно — если анализировать психологический портрет Александра Лукашенко — что он немножко психопатичный человек, который помешан на вопросах персональной мести, и была история про то, что он лично избивал Протасевича, это неподтвержденная, конечно, история, но таких историй довольно много. Если почему-то показалось, что ему очень хочется Алексея Кудина, я допускаю, что этот вопрос поднимался на разных эшелонах власти, и белорусская власть была помешана на идее „мы хотим Кудина назад“. Ну а что, он известный спортсмен, он представлял Беларусь с белорусским флагом на десятках спортивных соревнований, и его переход в стан оппонентов нынешней власти — это довольно существенный символический удар. Плюс Алексей периодически не стеснялся выражений персонального характера по отношению к Александру Лукашенко. А, как бы, крепкий орешек — он крепкий, но эмоционально, конечно, обидно, и хочется иногда мстить. Но это мое предположение, возможно, это неправда», — такой, по мнению Киселева, может быть причина экстрадиции Кудина вопреки запрету ЕСПЧ.
Правозащитник также отметил, что данное дело важно и потому, что в российских СИЗО сейчас находятся еще 6 граждан Беларуси, которых могут выдать на родину. На троих из этих людей, как и на Кудина, есть разрешения о выдаче.