Прямой эфир

Стало известно, за что структуры Навального признали экстремистскими. Почему под запретом могут оказаться и другие его проекты?

Заметки
5 280
15:10, 23.06.2021

Адвокаты из «Команды 29» опубликовали решение суда о признании экстремистскими трех структур Навального — двух фондов и сети штабов. Из этого решения можно узнать, чем была аргументирована позиция следствия по засекреченному делу, какие действия прокуратура и суд посчитали экстремизмом и какие еще проекты Навального могут оказаться под угрозой.

Что было в материалах дела

9 июня Мосгорсуд признал экстремистскими организациями три структуры — Фонд борьбы с коррупцией*, Фонд защиты прав граждан (ФЗПГ) и Штабы Навального (их суд посчитал общественным движением, хотя формально такого движения не существует). Из решения суда становится известно, что в материалах дела содержатся уставные документы фондов Навального, данные сотрудников и административные дела, возбужденные против них, а также многочисленные скриншоты с сайтов, на которых, по мнению следствия, размещалась информация о деятельности структур Навального.

Среди источников данных упоминаются соцсети и мессенджеры, в числе которых есть, например, Viber. С последним мессенджером, кстати, есть проблема — по словам юристов «Команды 29», в доказательствах никаких скриншотов из Viber не было. «Видимо, были какие-то чаты, в которых распространялась информация о деятельности ФБК и Штабов Навального», — полагает адвокат «Команды 29» Валерия Ветошкина.

16 июня на пресс-конференции по итогам саммита с президентом США Джо Байденом Владимир Путин заявил, что ФБК* давала инструкции о том, как готовить «коктейли Молотова». «Та организация, о которой вы сказали, публично призывала к массовым беспорядкам, публично вовлекала, что противозаконно, в уличные мероприятия несовершеннолетних (это запрещено российским законом) и публично давала инструкции о том, как готовить, например, „коктейли Молотова“, чтобы использовать их против правоохранительных органов, выставляя при этом напоказ установочные данные полицейских», — сказал Путин.

Но никаких упоминаний «коктейлей Молотова» в решении суда нет. Их нет и в материалах, ранее говорили Дождю юристы «Команды 29».

Что суд посчитал экстремизмом

Из решения суда становится понятно, что в случае с ФБК, ФЗПГ и Штабами Навального суд посчитал экстремистской деятельностью, пишет «Команда 29». Эти структуры, как считает прокуратура и Мосгорсуд, стремились к:

  • насильственному изменению основ конституционного строя и смене власти в стране,
  • дискредитации органов государственной власти и их политики,
  • возбуждению социальной розни,
  • воспрепятствованию законной деятельности госорганов, органов местного самоуправления и избирательных комиссий,
  • формированию общественного мнения о необходимости смены власти в стране.

Для того, чтобы достигнуть последней цели, ФБК и Штабы, по мнению суда, организовывали «протестные акции, в том числе с участием несовершеннолетних, перерастающие в массовые беспорядки». Призывы к таким акциям в соцсетях — это экстремизм, они, как кажется суду, влекут к нарушению прав и свобод граждан (а ещё вредят личности и здоровью россиян).

В решении суда говорится, что на ресурсах «Команды Навального» «неоднократно размещалась информация экстремистского характера», но конкретных примеров практически нет. В качестве одного из них приводится видео под названием «Припомним Жуликам и Ворам их Манифест-2002», которое было признано экстремистским еще в 2013 году решением суда в Новосибирске. 

Кроме этого, суд счел экстремистской деятельностью проведение нескольких протестных акций — в июле 2019 года и в январе 2021 года. В решении перечисляются несколько случаев привлечения к административной и уголовной ответственности участников этих протестов. 

В заключение суд делает вывод, что команда Навального использует нацистскую атрибутику и символику. Адвокаты «Команды 29» разъясняют, что за демонстрацию нацистской символики были привлечены к ответственности отдельные люди, но их связь со структурами Навального в деле не установлена. «Поскольку прокуратура не смогла доказать аффилированность этих людей с административными ответчиками, факт совершения первыми противоправного деяния никак не свидетельствует об осуществлении экстремистской деятельности ФБК*», — отмечает Ветошкина. 

Почему экстремистскими могут стать все проекты Навального

Из текста решения понятно, какие еще структуры следствие считает связанными с Навальным. В их числе оказались проекты «РосВыборы», «РосЖКХ», «РосЯма», «Профсоюз Навального» и «Свободу Навальному!». При «непосредственном участии ФБК*», по мнению суда, также созданы «Альянс врачей» и «Альянс учителей». Отдельно в решении отмечается, что с 2018 года сеть Штабов Навального в числе прочего занимается проектом «Умное голосование».

Все эти подразделения, по мнению следствия, относятся к «Команде Навального», и «Навальный, являясь политическим лидером, определяет общее направление их деятельности». Адвокаты «Команды 29» считают, что упоминавшиеся в решении суда структуры тоже могут оказаться под угрозой запрета.

«С одной стороны, решение суда ликвидирует только три конкретные организации, но с другой — исходит из того, что все отдельные проекты находятся в одной системной связи с ФБК, Штабами Навального и ФЗПГ. Поэтому я думаю, что всё перечисленное они тоже под шумок запретят. К тому же на заседании у прокуратуры почему-то были вопросы к „Умному голосованию“», — отмечает Ветошкина.

Иск о признании структур Навального экстремистскими был подан прокурором Москвы в апреле. Суд, прошедший 9 июня, этот иск удовлетворил. Дело рассматривалось в закрытом режиме из-за гостайны — иск, с которым прокурор обратился в суд и материалы дела были и остаются засекреченными.

Заседание, на котором структуры Навального признали экстремистскими, продолжалось с утра до позднего вечера без перерыва. Когда судья зачитывал решение, защитники ФБК* в полном составе покинули зал. 

*По решению Минюста России ФБК и ФЗПГ включены в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

*Деятельность ФБК, Фонда защиты прав граждан и Штабов Навального запрещена на территории РФ

Фото на превью: Евгений Фельдман / фотопроект «Это Навальный»