Осетинка Фатима вспоминает о свадьбе с улыбкой. Но в день похищения ей было не до смеха. Видео с ее кражей набрало в Youtube 3 миллиона просмотров. Друзья жениха Давид и Жора набрасывают на ничего не подозревающую девушку бурку и увозят ее на белом Mercedes — прямо замуж за Альберта.
Фатима: Я даже не знала, куда я еду, что. Потом, когда приехали, я поняла, в чем дело. Очень сильно переживала.
Фатима никогда не мечтала о том, чтобы ее украли. Но так решил ее будущий муж.
Фатима: Мы встречались 5 лет. Часто ругались с ним. И за 3 месяца до этого в очередной раз перестали общаться. И вот так он решил меня украсть.
Эмма, родственница мужа: Фатима немного смущалась. Она давление с его стороны ощущала и согласие не давала. Она какое-то время не могла решиться, и Альберт взял это на себя, зная, что последствия будут нормальными.
После похищения Фатиму привезли в дом родственников Альберта.
— А что сказал Альберт?
— Он три дня пил со своими друзьями. Я его практически не видела. Он приходил в 5 утра, в 6. Потом, я же говорю, у нас постоянно приходят родственники. Смотрели на невесту.
— Вообще, главное — избежать в этом случае уголовного наказания. Заранее необдуманные поступки не совершать.
—Я два раза воровал. Два раза девушка была не в курсе. Иногда договариваются. Но когда не в курсе, интереснее. Интереснее и рискованнее.
Сегодня по запросу «похищение невесты» Youtube выдает сотни роликов. В Северной Осетии мужчины просят друзей украсть девушку чаще всего потому, что не хотят или не могут платить калым — традиционный выкуп за невесту. Кто-то таким образом приближает свадьбу — сватовство на Кавказе может занимать месяцы. А для кого-то это — просто красивый кавказский обычай.
В комедии Гайдая «Кавказская пленница» красавице-комсомолке Нине удается избежать замужества с товарищем Сааховым. Но в реальной жизни у похищений чаще всего другой финал.
Трагический случай произошел в Ингушетии в 2013-м году: семья невесты пыталась отбить девушку у друзей жениха, тогда в перестрелке погибли несколько человек. После этого случая в Ингушетии за похищения ввели штраф размером в 200 тысяч рублей. Не много за сломанные жизни.
Как же живут похищенные невесты?
Эта история произошла с Мариам много лет назад, но вспоминать ее до сих пор тяжело и стыдно. Хотя стыдно должно быть не ей.
Мариам: Я слышала сплошь и рядом — ту украли, эту украли, родственницу украли. Слышишь и слышишь. Но когда с тобой это происходит — это страшновато. Но я знала, что меня везут не убивать, не резать, не перепродавать, не в домработницы, не в рабыни. Я знала, что меня везут замуж.
Мариам старалась не вырываться и сидеть спокойно, потому что понимала: от похитителей добра не жди.
Ахмед Тангиев, телеведущий: Вот один из случаев был, когда крали девушку, она кричала. И чтобы как-то ее заглушить, чтобы ее криков слышно не было, ей закрыли рот, она задохнулась, умерла. Был такой случай. Был случай, когда украли девушку и превысили скорость по дороге, машина перевернулась, погибла девушка, которую украли. И на самом деле, это трагедия для семьи, для семьи погибшей дочери. Они воспитывают дочь не для того, чтобы какой-то (не знаю, может быть, это грубо будет звучать) похотливый парень, которому понравилась девушка, чтобы он ее закидывал в машину и делал ее инвалидом.
Ахмед Тангиев — популярный ингушский телеведущий. На местном телеканале он уже 8 лет ведет программу «Голос Разума», а еще преподает арабский и разъясняет смысл Корана. Тангиев получает сотни звонков и анонимных сообщений от кавказских женщин, которым не к кому пойти и не с кем поделиться.
Ахмед Тангиев, телеведущий: Вот одна женщина делилась. Она говорила о том, что «вот меня мой муж украл, когда я девушкой была, и он меня изнасиловал, чтобы меня не забрали». Она говорит: «Я каждую ночь думала о том: схватить нож и зарезать его. У меня каждая ночь так проходила. И я о другом не думала». И она говорит: «Я благодарю Аллаха, что он его забрал». То есть он умер спустя какое-то время.
Пишут ведущему и мужчины. Неоднократно Ахмеда спрашивали, можно ли по исламу украсть невесту, если родители против этого брака.
Ахмед Тангиев, телеведущий: С точки зрения Ислама, конечно, нельзя воровать девушек. Во-первых, умыкание девушки — это унизительно. Пророк Мохаммед сказал: «Кровь, имущество и честь мусульманина неприкосновенны».
Мариам: Как это, можно украсть? А как дальше жить? Этот вопрос я себе задавала, даже когда молоденькой была. Какой-то Магомед украл Хеби. Для меня это неприемлемо. Я не понимала. Я выросла на французских романах, русской классике. Видела любовь. Как они живут? Каждый день ссорятся. Как такое можно забыть?
Мариам задается вопросами, которые каких-то 6 лет назад, до запрета на похищения, было не принято обсуждать в ингушском обществе. Но тогда в 18 ей по счастливой случайности удалось избежать любви по принуждению. Отпустить домой к родителям она умоляла старейшин, которые по традиции приходят в дом похитителя.
Мариам: Пошла и обняла ногу этого старика (миротворцы бывают такие). Обняла его ногу и говорю: «дедушка, ты меня так не оставляй. Я здесь не останусь».
В Чечне запретили красть невест еще в 2010 году. Похититель должен заплатить штраф размером в миллион рублей. Но еще 10 лет назад девушкам было страшно выходить на улицу. Идешь и оглядываешься — вот-вот выскочит незнакомец и увезет тебя замуж.
Хадижа тоже попросила не показывать ее лицо. Односельчане и родственники не поймут ее исповеди. Хадижа и Амир познакомились и полюбили друг в друга в юности, собирались пожениться, но Амира призвали в армию. Девушка ждала его и каждый день представляла их свадьбу. Но замуж пришлось выходить за почти незнакомого мужчину.
Хадижа: Они подъехали. Своровали. Схватили в машину, посадили. Между стариками все решили. Мне пришлось остаться.
Хадижа рассказывает, что плохо знала похитителя, видела его пару раз, но ни разу с ним не говорила. На нее надавили родители, будущий муж и его семья. Поначалу, жизнь с ним для нее была невыносимой, но после рождения сына чеченка смирилась. Они так и прожили друг с другом всю жизнь, когда в Чечне запретили похищения, Хадижа была рада.
Хадижа: Так лучше — и девочкам спокойнее, и родителям. Пусть они сами выбирают, за кого выходить замуж, с кем жить, кого выбрать.
Психолог ингушского центра «Женская инициатива» Ася Гагиева помогает таким, как Хадижа и Мариам. Ася хорошо знает истории женщин, которых похитили и силой выдали замуж. Очень часто мужчины шли на хитрость и оставляли девушек в чужом для них доме на ночь. После этого вернуться в родительский дом считалось позором.
Ася Гагиева, психолог: Конечно, там начинают, если украли, начинают давить, уговаривать, «кто тебя возьмет замуж, типа вот пока есть возможность, выходи» и так далее и так далее. Наверное, многие женщины просто поддаются на это. Были, конечно, и такие драматические случаи, что, допустим, после кражи над ней совершили насилие, и все типа уже и не вернешь, в принципе ее уже и в родной дом не примут.
В Ингушетии Дарье Жук рассказали о трагической судьбе девушке по имени Жовхар, которую похитил и изнасиловал ее будущий муж, чтобы у той не было шансов уйти. Мать и отец уговорили ее выйти замуж за похитителя. Но через 4 месяца она сбежала. А потом узнала, что беременна. Жовхар всю жизнь прожила одна. С черной меткой замуж не берут.
Ася Гагиева, психолог: Семьи, в которых была кража, и она не была согласна, там уже совершенно другое отношение к женщине. Себе могут многое позволить в отношении нее — не заботиться о ней, не заботиться о детях, распускать руки. В общем украли как бараны и относятся как к барану.
Алихану было 28 лет, когда он украл Розу. Роза была одной из самых красивых девушек поселка. Алихан решил для себя все очень быстро и сделал предложение девушке, но та отказала. И тогда он решился.
Алихан: Приезжаешь с друзьями, подходишь к ней, резко раз за руки и в машину, все. И уезжаешь. Все. Моментально это делается. Это быстро. Любую девушку можно так посадить, потому что у ребят все равно здоровья больше, сил много, справятся быстро. А раньше, когда не было этих машин, в старые времена, обычно это делалось на лошадях: приезжали, на коня и в горку.
По иронии судьбы через много лет история повторилась. У Алихана украли дочерей.
— А Вы, как отец уже, как отреагировали на это?
— А что делать… Пришлось забирать, потому что там нюансы были, что оставлять их там я не хотел.
— Не нравилась семья?
— Отношения к нам родителей того парня.
В девяностые и нулевые кража невесты стала чуть ли не самым популярным способом получить жену. Куда проще схватить девушку и сунуть ее в машину, чем ухаживать и свататься по традициям. Алихан рад, что теперь в Чечне за кражи невест наказывают. А о том, что он когда-то украл Розу, чеченец не жалеет. У Алихана и Розы четверо взрослых детей и внуки.
Ахмед Тангиев, телеведущий: Я считаю, что проблема нашего населения в том, что они не любят или не хотят писать или решать вопросы законодательно. То есть если человек украл, надо ему дать срок, пусть сидит. Вот по традициям, обычаям и так далее. По обычаям, очень часто бывает так, что просто прощают. Определенные влиятельные люди просят семью простить его, решить вопрос мирно и так далее. И люди прощают.
Похищенная Фатима уже три года живет с мужем Альбертом и воспитывает дочь. Мариам еще долгое время жила в страхе и всякий раз оглядывалась по сторонам. Хадижа прожила всю жизнь с похитителем, но до сих вспоминает Амира, за которого в юности собиралась замуж. Миллионные штрафы не решают проблему полностью. Пока на Кавказе обычай сильнее закона, а похищение женщины не считается похищением человека. И сколько еще таких как Хадиж и Мариам, одному Аллаху известно.