«Очень скоро»: Лукашенко рассказал, когда уйдет и кто придет к власти после него
Выступая на пресс-конференции 9 августа действующий глава Беларуси Александр Лукашенко ответил на вопросы о том, когда он планирует отойти от власти и о том, кто может занять президентское кресло после него. «Не надо гадать, когда уйдет Лукашенко и так далее. Очень скоро!» — подчеркнул он, добавив, что «сросся со страной, а она срослась с ним». Он добавил, что не представляет, как Беларусь будет жить без него. Он также сказал, что есть ряд людей, которые могут занять его место, но опасной является ситуация, в которой к власти придут люди «из той когорты», имея в виду белорусскую оппозицию. Лукашенко предрекает, что в стране наступит хаос в случае реализации такого сценария. Лукашенко также рассказал о потенциальных президентских выборах, на которых будут присутствовать пять кандидатов — Лукашенко пообещал изучить их биографию и «про всех все рассказать».
«[Кто будет президентом после меня] — самый сложный вопрос. Почему сложный? Я мог бы ответить, как когда-то хороший друг и старший брат Владимир Путин: „Кого белорусский народ изберет, тот и будет президентом”. Это действительно так — за кого народ проголосует. Какую я при этом позицию буду занимать, я не определился, честное слово. Я думаю об этом, это естественно — это же не вечная должность. Я хочу иногда спокойно пожить, но потом начинаю углубляться в размышления и думаю, что спокойной жизни у меня уже не будет. До смерти не будет. Потому что такая работа и так она по мне прошлась... Я вросся в эту страну, она в меня, и я не понимаю, как можно уйти на пенсию или заниматься каким-то другим делом — я этого не представляю.
Но это не значит, что я вцепился, как говорили, посиневшими пальцами в это кресло. После меня придут люди — и даже очень скоро. Конечно, до этих событий, когда мне задавали этот вопрос, я начинал перебирать людей. Сейчас такое время, что из ниоткуда, как это было в середине 90-х, когда меня избирали, не появится президент — сейчас другое время. Люди другие, мыслят по-другому. Страна совершенно другая. Тогда было страшное безвременье — они увидели: вот этот хлопец пришел ничего такой, депутатом был. Отчаянно поступили и поставили на меня. 38 лет — думаю, как мог так рискнуть тогда народ?
Сейчас время другое — и они все на виду, кто может быть президентом. Но вот эти дни, конечно, мне показали, что выкристаллизовались люди. Оказывает, у нас человек 15-20, которые могут вырасти в президенты. Нет такого, что их нет. И они, простите за нескромность, в чем-то похожи на меня: я их вырастил, они рядом со мной росли. В чем похожи на меня — в преданности стране. Они надежные, не будут кромсать никого, и то подавляющее большинство за них проголосует. Но если будут президентские выборы, я вам обещаю, что я не буду педалировать, участвовать в этом, что на кого-то поставлю и буду проталкивать. Нет, я буду честно вести себя. Будет пять человек, я изучу их биографии, если не буду их знать — а я буду их знать — все расскажу. Вплоть до того, что готов в открытую провести эфир, задать вопросы... Все будет на равных, но победят в Беларуси обязательно прагматичные нормальные люди».