«Мы понимали, что рано или поздно к нам придут»: почему Ольге Романовой пришлось уехать из России
Основатель проекта «Русь сидящая» Ольга Романова не вернется в Россию. Она решила временно остаться в Германии. Причина отъезда — судебная тяжба с ФСИН. По словам Романовой, замдиректора Федеральной службы исполнения наказаний Анатолий Рудый обвинил ее в хищении бюджетных средств в особо крупном размере. После этого в фонд пришли с проверкой. Теперь Ольга Романова пытается доказать свою невиновность. Одновременно юристы «Руси сидящей» подали к ФСИН иск о защите деловой репутации. Дмитрий Песков на вопрос, знают ли в Кремле о ситуации вокруг «Руси сидящей», заявил, что это «не уровень президента». Мария Борзунова — о том, что сейчас происходит с «Русью сидящей».
С обысками в «Русь сидящую» пришли еще 8 июня этого года. Сотрудников МВД интересовала бухгалтерия и финансовая отчетность, которую фонд и предоставил по просьбе полицейских. Глава «Руси сидящей» Ольга Романова тогда рассказала, что из ФСИН поступил сигнал о том, что организация могла похитить бюджетные деньги. Подробностей не было, но Романова рассказала, что фонд существует на фандрайзинг и бюджетных денег ему не выделяется, за исключением некоторых проектов. И вот 7 ноября глава «Руси сидящей» объявила, что на время покинула Россию и объяснила суть претензий от ФСИН.
«По контракту со Всемирным банком изучили потребности заключенных и их родственников в получении элементарных финансовых знаний, сочинили брошюры (как платить алименты в зоне, как получать пенсии, как квартплату платить, что делать с кредитами, если ты осужден и т.д.). И прочитали почти сотню лекций родственникам осужденных, осужденным и сотрудникам УИС. С лекторами были заключены контракты, лекции записывались, фото были обязательны. Я к чему так подробно? А к тому, что Рудный А.А. из ФСИН написал на меня донос, что денежки мы свиснули, а лекции не читали», — написала Ольга Романова.
На рабочем месте Романовой сейчас сидит ее муж — Алексей Козлов. Он сам хорошо знает, что значит быть заключенным. Соучредитель «Руси сидящей» рассказывает о программе, в которой участвовал фонд. Два года назад «Русь сидящая» заключила договор с организацией при Минфине об информировании заключенных по финансовой грамотности. Изначально это программа Всемирного банка, а фонд при Минфине здесь фактически стал оператором. «Руси сидящей» на лекции и брошюры про финансовую грамотность выделили 194 тысячи долларов. На эти деньги «Русь сидящая» прочитала почти сто лекций и разослала более четырех тысяч брошюр.
«Русь сидящая написала во ФСИН, приложила письмо Минфина в качестве поддержки. С просьбой оказать содействие в прочтении лекций. ФСИН ответил однозначным отказом. Сказал, что вообще ваши услуги нам не нужны, вы кто такие, мы сами тут специалисты, мы все знаем. И мы, понимая, что это позиция Рудова, это человек, который фактически осуществляет оперативное руководство ФСИН, мы пошли на уровень пониже. На уровень региональных управлений и начальников колонии», — рассказал Алексей Козлов.
Юрист «Руси Сидящей» Алхас Абгаджава говорит, что отчетность, которая сдавалась и проверялась Минфином, на стороне фонда: все лекции и брошюры, на которые были выделены деньги, состоялись. Более того, организация даже перевыполнила план и решила подать в суд на фонд при Минфине, чтобы они компенсировали «Руси сидящей» деньги, потраченные фактически из личного бюджета.
По словам юриста, судебное решение, в котором прописано, что все работы были выполнены, позволило подать в суд на ФСИН иск о защите деловой репутации. В службе исполнения наказаний пока никак не отреагировали, разбирательство должно состояться 6 декабря. Алексей Козлов листает брошюры, выпущенные «Русью сидящей» для программы, и вспоминает, что даже дизайн согласовывался для них отдельно. Соучредитель «Руси сидящей» понимал, что когда-нибудь у них будут проблемы, но считал, что точно не из-за этого проекта.
Правоохранительные органы о результатах проверки «Руси сидящей» пока ничего сообщали, уголовного дела тоже нет. Ольга Романова сейчас работает в одном из немецких фондов, но собирается вернуться в Россию, когда станет окончательно понятно, что здесь безопасно. А «Русь сидящая» продолжает работать, в следующем году в планах открыть три региональных отделения — в Новосибирске, Ярославле и Санкт-Петербурге.
Фото: Мария Сибирякова / РИА Новости