Евросоюз оттолкнул Турцию. Как это укрепит позиции Москвы?

Объясняет политолог Александр Рар
24/11/2016 - 23:58 (по МСК) Антон Желнов

Турция не ЕС. Так сегодня решил Европарламент, проголосовав большинством за приостановку переговоров о возможном вступлении Турции в Евросоюз. За заморозку переговоров свои голоса отдали 479 депутатов, против — 37. Еще 107 воздержались. В Евросоюзе недовольны дискуссией Анкары о возможном возвращении смертной казни, а перелом в отношениях с Турцией произошел после неудавшейся попытки военного переворота. Тогда турецкие власти уволили десятки тысяч госслужащих, которых подозревали в причастности к мятежу и симпатиях к путчистам. О политике Запада и Анкары мы поговорили с немецким политологом Александром Раром.

Как вам кажется, поскольку вы — германист, знаете хорошо Германию, ее реалии, в Германии, как одном из ключевых игроков Евросоюза, очень много турок живет. Позиция Европарламента, не осложнит ли она положение, собственно, в самой Германии в результате этого временного замораживания этих переговоров?

Осложнит, и очень серьезно. Но вы знаете, Германия все время находится в таком конфликте между, с одной стороны, политикой, ориентированной на либеральные ценности, которые, например, госпожа Меркель, другие политические силы ставят превыше всего, и реальной политикой, которая просто требует более прагматических шагов на дипломатическом паркете. И вот те, которые хотят, чтобы ценности преобладали, они считают, что Турцию нужно поставить на место, Турцию нужно остановить, Эрдогана надо остановить, он нарушает права человека. А те, которые выступают за реальный поход к политике, они, наоборот, говорят, что мы не можем терять Турцию, Турция для нас очень важный партнер в борьбе с кризисом беженцев, Турция должна в вопросах безопасности когда-то приблизиться к Европе, стать частью Европы, а то мы ее оттолкнем куда-то в Азию, она будет где-то на стороне исламистов. Вот такие разные точки зрения, они бытуют в Германии в высшем истеблишменте.

Поэтому однозначного мнения здесь нет, но на ваш вопрос отвечу так. Большинство турков, здесь живущих, в Германии, они будут очень разочарованы.

Что вы думаете о том, почему все-таки эта заморозка в переговорах о вступлении в ЕС произошла со стороны Запада? Ведутся переговоры с Азербайджаном, тоже не самый демократичный режим. Турция эрдогановская до всякой попытки, там всегда, в общем, были военные перевороты, и этот не первый, всегда были в той или иной степени разной сложности мятежи. Почему именно сейчас, разговаривая с тем же Азербайджаном, например, Европарламент отказывает Турции?

Мне кажется, использую теперь такое слово, может быть, оно не всем понравится, что касается Европейского парламента, для меня это типа инквизиции. Кстати, ответственность за то, что они делают, не несут. Потому что прагматические решения, главную политику делают государства, не Европейские парламент и Европейская комиссия. Но они могут сделать предложение. Там действительно собираются депутаты, которые в основном и в большинстве своем руководствуются идеями защиты прав человека во всем мире. А, например, в немецком правительстве все-таки и, мне кажется, во французском правительстве — в правительствах главных европейских государств — эту резолюцию будут очень внимательно изучать. И во многих европейских государствах ее реализовать никак не будут из-за прагматического подхода ко всему этому.

Что касается Азербайджана, мне кажется, с Азербайджаном тоже очень резко разговаривают. Именно Европейские парламент, не национальные правительства. Я бы здесь сделал бы большую разницу между тем, что происходит в Брюсселе, и тем, что происходит на местах, уже в отдельных государствах, от которых это все и зависит.

Как, например, повлияло на это решение Европарламента «Брекзит» и повлиял ли? И последнее уточнение: как будет развиваться ситуация, вернутся ли все-таки к этим переговорам, к этой теме в дальнейшем или можно уже похоронить Турцию в ЕС?

С «Брекзитом» ситуация очень сложная, я сам не понимаю, что там происходит. С одной стороны, демократическим путем большинство британцев все-таки…

Я имею в виду не что происходит внутри Британии, а повлияло ли на решение, на результаты голосования Европарламента ситуация с «Брекзитом»?

Люди сейчас зализывают раны, я бы сказал так. Там трудно сейчас проанализировать, потому что на самом деле англичане, британцы еще находятся в большом процессе принятия решений, они говорят, что мы выйдем, но пока еще не собираются выходить. А что касается, вы спрашиваете, будущих отношений с Турцией, опять-таки, мне кажется, что они вернутся в прагматическое русло. Если они вернутся в прагматическое русло, тут, конечно, будет зависеть, насколько Трампу это все нужно — с Турцией договариваться. Если Европа не вернет Турцию назад в лоно Европейского союза, то я предсказываю другую картину: тогда Турция уходит в Евразию, она будет иметь специфические стратегические отношения с Россией, с Индией, с Ираном, с Китаем и отвернется от Европейского союза.

Вовремя помирились. 

Фото: flashcrimea.com

Другие выпуски