Судебное заседание, на котором принималось решение об аресте пятерых сотрудников торгового центра «Зимняя вишня» и ЧОПов, было абсолютно открытым. Показания охранника Антюшина — он не отключал сигнализацию, она и так была неисправна. Инструктор детской площадки: «Причиной пожара, возможно, стала проводка или искра с потолка — там был целый пучок кабелей». О показаниях обвиняемых рассказала Наталия Телегина.
Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж
Что нового мы узнали?
Довольно подробно было описано, как начался пожар. Зачитаны показания свидетелей. Он начался в так называемом детском бассейне с поролоновыми кубиками. Никаких трудных подростков там не было, как и аниматоров со свечами. Там физически находилось три маленьких ребенка — их спасли. Прямо над ямой проходит множество каких-то кабелей, могло замкнуть проводку. Это самое вероятное. Огонь вспыхнул просто мгновенно, и сразу же все было в дыму. Вот что говорит очевидец, арестованный сотрудник ЧОПа.
Сергей Антюшкин: На 4 этаже был охранник, он выводил людей соответственно. Но там через 30 секунд ничего уже не было видно вообще. Он говорит, я ползком передвигался.
Это, кстати, видно и по камерам. Огонь, дым — все мгновенно просто. Видимо, очень горючие материалы были в этом детском центре. Однако пожарная сигнализация НЕ сработала. И не было никакого тревожного оповещения. То есть когда уже горел детский центр и кинотеатр, это все на четвертом этаже, на других этажах люди спокойно ходили. Единственное, что сработало, это внутренняя сигнализация — опять же у охраны, но это не общая сигнализация.
Сергей Антюшкин: Система начала беспорядочно срабатывать везде на 4 этаже. Я обратил внимание на мониторы, что идет дым по коридору кинотеатра. Я сразу позвонил в 112 со служебного телефона. Я сам выбежал, кричал, что пожар-пожар. Люди по эскалаторам бежали, по лестнице. Мы с охранником направляли их, показывали куда выходить.
Есть разница, между пожарной сиреной и ЧОПовцем, который кричит «Пожар! Пожар!». Важно сказать про эвакуационные выходы. Они были закрыты. Они открываются по чипу (электронному пропуску), либо в случае срабатывания пожарной сигнализации. Но поскольку сигнализация не сработала, они так и остались заблокированными.
Вопрос: двери в кинотеатр
На три зала было два кассира в кассах и два билетера, кто стоит возле дверей. Их имена сегодня были названы, это Наталья Наймушина и Олеся Богатенко. Обе они были допрошены следователями, но только как свидетели. Что, наверное, все-таки ставит под сомнения версию, что кто-то специально закрыл двери. Подробнее трудно сказать.
Промежуточные итоги.
1. Легковоспламеняющиеся материалы в детской комнате — первый фактор.
2. Отсутствие сигнализации — второй фактор.
Вопрос: сигнализация
Про сигнализацию как раз самые противоречивые показания дают задержанные. Сходятся в одном — несколько раз она срабатывала самопроизвольно. Однажды, в начале марта, 4 часа подряд этот металлический голос требовал у всех пройти к выходу, чем сильно утомил людей.
В последний раз она сработала то ли 19, то ли 20 марта, тут даже у следствия противоречия. Приехал работник Никитин, провел какие-то манипуляции, после этого она не включалась уже никогда. Собственно, одни говорят, что он ее просто-напросто отключил. А подрядчик утверждает, что это сделали некие злоумышленники, сотрудник ЧОПа, причем перед самым пожаром. Но тут логическая нестыковка. Хотя сама компания-подрядчик на рынке давно и известная.
Вопрос: собственник
Развеем фейки. Нет управляющей компании с той несчастной Судденок. Ответственность только на ККК (Кемеровский кондитерский комбинат). Это сегодня много раз звучало. Адвокат даже показывал договор с другим арендатором, где было сказано, что за весь сервис отвечает именно ККК.
Но на самом деле ситуация даже немного запутаннее. Если верить Судденок, то ККК искусственным путем разбил свой бизнес. Детская комната, кино, фитнес, кафе — это все было записано на Судденок, но только формально. Все это позволило разбить выручку и попасть под критерии малого бизнеса.
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ