«Устранение фигуры премьера не требует больших затрат»: два сценария конституционной реформы от Константина Гаазе
В эфире программы «Политика. Прямая линия» политолого Константин Гаазе рассказал о двух сценариях констиуционной реформы, которые, по его словам, в данный момент обсуждает политическая элита России, а также предпложил, когда Владимир Путин объявит о своем выдвижении в президенты.
Чтобы поймать большую рыбу, нужно смотреть на маленькие детали. Есть такой указ президента, а вступление в силу этого указа отсрочено до конца ноября. Этим указом Лариса Игоревна Брычева, глава правового управления президента, назначается в наблюдательный совет большой государственной корпорации. Для меня, конечно, это сигнал. Потому что если говорить о том, что все эти годы, под «всеми этими годами» я имею в виду с 2000 по 2017-й, что стояло между постоянным желанием Совета безопасности, спецслужб как-нибудь переписать закон, как-нибудь переписать Конституцию, между ними и реальностью все время оказывалась Лариса Игоревна Брычева. Если она уходит из Кремля вдруг, то это значит, да, уже есть один или два сценария конституционной реформы, что обсуждается, опять же, в околополитической тусовке. То есть, как в фильме американском, люди, которые знают людей, которые знают людей.
Первый сценарий, который обсуждается — это сценарий, про который я говорю с лета. Это обсуждается про то, что президент в нынешней конституционной конструкции — глава государства, но у него нет административных полномочий. Если ему не нравится, как работает министр, он может объявить ему выговор или его уволить, он не может руководить его работой в ежедневном режиме. Если ему не нравится правительство, он может уволить председателя правительства.
Действительно, обсуждается, по крайней мере, то, что я слышал, обсуждается сценарий, в котором президент возглавляет, собственно, исполнительную власть. Для этого не нужно переписывать Конституцию радикально, не нужно менять главы, которые требуют конституционного собрания, нужно просто написать, что… ведь у нас же председатель правительства по Конституции — не глава исполнительной власти, потому что у нас исполнительная власть коллегиально осуществляется правительством Российской Федерации. И в принципе даже по нынешнему закону о правительстве президент может проводить заседания правительства Российской Федерации. В этом смысле устранение фигуры премьера как таковой не требует каких-то больших затрат. И тогда президент Путин получает возможность проводить уже не совещания с членами правительства, а заседания правительства у себя в Кремле. Это плохой сценарий. Потому что в этом сценарии вице-премьерами в правительстве становятся не Шувалов, Дворкович, а Сечин, Ротенберг и так далее.
Есть второй сценарий, который как раз связан с другой игрой, с игрой, вообще должен ли Путин выдвигаться на этих выборах или, может быть, возможно, создать такой пост, в котором он сохранит за собой какое-то количество властных ресурсов. То есть пойти по китайскому сценарию, где преемник не получает сразу в свои руки все ресурсы. То есть прежний руководитель уходит, новый руководитель приходит, потом прежний руководитель потихонечку отдает ему пост в Центральном военном совете и так далее. Обсуждается, насколько я знаю, возможно ли создать какой-то коллегиальный орган, придав ему конституционный статус, который будет заниматься вопросами безопасности государства. То есть взять Совет Безопасности, и из совещательного органа при президенте все-таки пока превратить в коллегиальный орган принятия решений. То есть у нас есть премьер и правительство, а тут у нас есть президент и коллегиальный орган, у которого тоже есть глава, и, например, этот пост мог бы занять Владимир Путин. Например.
Это те два сценария, про которые я слышал. Думаю, что на самом деле их больше, думаю, что на самом деле их 3-4-5 штук. Чего не будет точно, как есть еще одно опасение, что сейчас начнется война в Корее, введут чрезвычайное положение, отменят выборы. Такое тоже обсуждается, тональность слухов все более алармистская, все больше про конец света, к сожалению. Что, кстати, симптом плохой. Этого, мне кажется, не будет. Там же на 30 дней только можно вводить чрезвычайное положение и военное тоже. Соответственно, если президент Трамп, конечно, подгадает так, чтобы это случилось в феврале и задела 18 марта, то, может быть. Но вот в это я верю мало.
Точки принятия решения уже очень близко. То есть речь идет о том, что нужно подождать еще две недели, я думаю, мы понаслаждаемся вот этим парадом самовыдвижений, они будут изо всех щелей происходить. Потом будет решен, так или иначе, вопрос с премьером, после этого будет решен в течение еще двух недель вопрос с выдвижением или не выдвижением Путина.