Медведев снова на коне: как премьер вернул себе статус политика №2

Михаил Виноградов о растущих акциях и намерениях главы правительства
24/11/2017 - 18:44 (по МСК) Анна Немзер
Поддержать ДО ДЬ

Политолог, глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов объяснил, как премьер-министр вернул себе статус второго политика в стране и допускает ли возможность выдвижения Медведева кандидатом в президенты.

Может быть, помните, в 2011 году еще до рокировки был такой анекдот, что в России есть две партии — партия Путина и партия Медведева, и осталось дождаться, когда Медведев определится, к какой из этих партий он принадлежит. Потом Медведев здесь определился. По крайней мере, если посмотреть на действия Медведева с 2012 года, он максимально не демонстрировал собственную политическую субъектность, отошел на второй план, не мешал иногда карикатуризации собственного образа, которая, конечно, происходила, и, наверное, отчасти была частью замысла. В итоге он стал одним из премьеров-долгожителей, он от Черномырдина пока отстает по срокам, но один из самых карьерно успешных председателей правительства. И максимально не демонстрировал собственных притязаний и всех слухов про Конституционные суды, «Газпромы», которые все эти годы висят в воздухе.

Тем не менее, дошел до осени достаточно благополучно. Да, были свои истории известные с «деньгами нет», с фильмом Навального. Но сейчас, наверное, не пик негативного отношения к Медведеву. Оно такое относительно спокойное в обществе. И в принципе, все эти годы и даже внешне рейтинги Медведева были относительно неплохими и шедшими по динамике вслед за рейтингами Путина и «Единой России».

Поэтому тактически он себя вел достаточно логично, уходя от борьбы почти везде, где ему ее навязывали долгое время, в том же деле Алексея Улюкаева. Была ли это тактика выигрышной, успешной, которой он показал, что, в общем, он без команды не бьется, и в этом плане не обуреваем страстями, или это следствие той моральной травмы, которую, конечно, он перенес в 2011 году — наверное, тут тоже можно гадать или обращаться к тем же психологам.

К психологам пока не будем. Опять-таки, вот гадание на кофейной гуще и считывание сигналов. Есть некоторое очень спокойное поведение — такое, сякое, выдержанное и так далее. Что происходит все последние дни? Происходит очень уклончивый ответ на вопрос, будете ли вы,  собственно, баллотироваться: в этом году не буду, потому что в этом году выборов нет. Пошутил. Комментарий Пескова, что, пожалуйста, давайте относиться ко всему с иронией, не воспринимать все, что написано в телеграмме, абсолютно всерьез. Ну давайте относиться ко всему с иронией, конечно, отлично, только это не ответ ни на что. Есть ощущение, что никакой из этих вбросов не может быть, действительно, тем не менее, какое-то сознательное напряжение,оно создается. Я понимаете, трансцендентное здесь не очень люблю. Все-таки тот сигнал, который подается, он подается сознательно.

У Медведева тоже не все паззлы. Мы говорили о…

Вот я про паззлы и хотела спросить. Явно все паззлы есть у одного человека — у Путина.

Ну, или, по крайней мере, он создает всегда такое ощущение.

У Медведева, значит, этих паззлов нет в полном объеме.

Не все, конечно.

А что у него есть? И какие у него представления о реальности? Зачем он шутит?

Дмитрий Медведев когда-то был в студии Дождя, наверное, можно было о представлениях реальности его поспрашивать. Не думаю, что уж личностно он так сильно с тех пор изменился. Видно, что Медведев понимает, что вот эта двусмысленность, конечно, все-таки работает на некие ожидания от него. Кто следил за выступлениями Медведева в последние годы? Он же выступал на правительстве, где-то еще, но он все равно лучших журналистов редакции не посылали на эти мероприятия.

Сейчас ценность заявлений повысилась. Я думаю, что Медведеву важно, что сегодня ценность его слов выросла. Его акции на несуществующей бирже несколько выросли, и вообще последние полгода определенно росли, где-то с лета. Я думаю, что какой-то тактики, во что конвертировать эти акции, у него, может быть, нет, все-таки он не до конца политическое животное, и он выдавливал в себе эти политические страсти, которые когда-то его обуревали. Поэтому думаю, что он на сегодня по-своему наслаждается моментом, когда его слово — это действительно слово номинального человека №2 в российской политике.

То есть это собственная шутка, а не шутка, которая была спущена откуда-то сверху, и было сказано: «Вот сейчас пошутишь так, и все подумают…». Ну если называть вещи своими именами.

Даже если вспомнить стародавние времена президентства Медведева и периодические стычки заочные Путина  и Медведева по разным темам, в том числе, кошмаренья бизнеса, все-таки не один и тот же спичрайтер у двух политиков, и здесь пространство для импровизации может быть не такое широкое, как у глав там ЛНР или ДНР, о которых мы говорили. Но все-таки оно, конечно, остается.

Другие выпуски