«Гуманизма у нас вполне достаточно». Жаркая дискуссия в Совете Федерации
Совет Федерации одобрил оба антитеррористических законопроекта, предложенных депутатом Госдумы Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. Трансляцию заседания Дождь вел в прямом эфире. За принятие первого проекта проголосовали 151, четверо воздержались. Второй поддержал 141 человек, пять проголосовали против и девять воздержались.
Фото: официальный сайт Совета Федерации
Принятию «пакета Яровой» предшествовала острая дискуссия. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко несколько раз подчеркнула, что закон резонансный и нужно выслушать мнения всех сторон, чтобы потом избежать обвинений.
Соавтор нашумевшего «пакета» Виктор Озеров постарался максимально позитивно описать главные идеи обоих законопроектов. По его словам, аналогичные меры (например, предоставление данных сотовыми операторами) применяются в ряде европейских государств. Сенатор считает, что подобные «предохранители помогают снять напряженность в обществе».
Кроме того, Озеров призвал бизнес взять на себя затраты связанные с принятием антитеррористических законов: ««Безопасность бесплатной не бывает. Если к июлю 2018 года часть расходов наш бизнес возьмет на себя, то это будет как раз то государственно-частное партнерство и социальная ответственность нашего бизнеса перед населением», — считает Озеров.
Сенатор Виктор Озеров (Хабаровский край): «Безопасность бесплатной не бывает. Если к июлю 2018 года часть расходов наш бизнес возьмет на себя, то это будет как раз то государственно-частное партнерство и социальная ответственность нашего бизнеса перед населением».
Сенатора от Владимирской области Антона Белякова удивило, что, в соответствии с поправками, наказание для российских граждан, совершивших теракт за рубежом, серьезнее, чем, если они совершили его в России. В тоже время, Беляков обратил внимание, что количество преступлений уголовного характера, совершаемые подростками носят единичный характер, и нет никакого смысла вводить уголовную ответственность для 14-летних.
Сенатор от Свердловской области Александр Чернецкий попросил Виктора Озерова пояснить, какие затраты придется понести для реализации этого закона. Чернецкий отметил, что, по некоторым данным, речь идет о триллионах рублей. По его словам, на это потребуется оборудование, которое в России не производится: «Это производственная программа на несколько лет вперед».
Озеров ответил вполне оптимистично. Ссылаясь на цифры по московскому региону, он считает затраты здесь составят всего чуть более 42 млрд рублей.
Сенатор от Татарстана Олег Морозов задал Виктору Озерову ожидаемый вопрос касательно ограничения миссионерской деятельности. Во вторник, 28 июня, соответствующие рекомендации сенаторам от Татарстана дал бывший глава республики Минтимер Шаймиев. По его мнению, эти поправки ограничат право представителей целого ряда конфессий на религиозные обряды вне культовых помещений. «Кто будет определять, если обряд на дому это миссионерская деятельность, или это то, что принято и в православии и в исламе. Не будет ли правоприменитель произвольно трактовать эти нормы?», — поинтересовался Морозов. Озеров ответил, что ему удалось убедить Шаймиева, и что традиционных конфессий эти поправки не коснутся: «Это имеет отношение к тем, кто к нам только приехал и собирается заниматься религиозной деятельностью».
Сенаторы Алексей Кондратенко, Николай Пожитков и Ольга Тимофеева также подвергли «пакет Яровой» критике и отметили, что все программное обеспечение сделано импортными производителями, что в России на данный момент нет соответствующего оборудования, технологий и средств и, следовательно, законопроект — утопия. Встревожили их и возможные колоссальные потери сотовых операторов. Тем не менее, Виктор Озеров не менял оптимистичного настроения, убеждая коллег, что стоит подождать успехов импортозамещения : ведь закон вступит в силу только в июле 2018 года.
Сенатор Таймураз Мамсуров (Северная Осетия): Все человеколюбы должны понять, что во главе прав человека стоит право на жизнь… Законы жесткие, но их надо принимать… Гуманизма у нас достаточно.
Сенатор от Северной Осетии Таймураз Мамсуров заявил, что подобные антитеррористические законы нужны были намного раньше: «Разносчики демократии даже не давали возможности говорить, что угроза нарастает. Если бы мы приняли что-то подобное тогда, может, не было бы таких масштабных потерь». Также Мамсуров осудил критиков «пакета Яровой», отметив, что «все человеколюбы должны понять», что во главе прав человека стоит право на жизнь, а законы хоть и жесткие, но их надо принимать.
Сенатор Антон Беляков (Владимирская область): «Закон совершенно неконституционный и дискриминационный. Это закон о тотальной записи и тотальном контроле всех граждан страны. Никакого отношение к борьбе с терроризмом это не имеет»
Последовательно критиковал антитеррористические поправки сенатор Антон Беляков. Особенно его возмутил второй законопроект. «Второй закон совершенно неконституционный и дискриминационный. Это закон о тотальной записи и тотальном контроле всех граждан страны. Никакого отношение к борьбе с терроризмом это не имеет», — заявил сенатор. Также его удивило предложение Виктора Озерова о частно-государственном партнерстве в отношении затрат на осуществление законопроекта. «Компании-операторы должны будут вложить деньги, причем эти деньги уже посчитали. Налоговая прибыль по итогам 2015 года составляла 22 млрд рублей, налог на прибыль — 4,5 млрд рублей. Для того, чтобы компании потратили два триллиона рублей необходимо, чтобы они не платили налоги в течение 230 лет», — недоумевал Беляков.
Резюмировал обсуждение сенатор от Тамбовской области Алексей Кондратьев, призвав поскорее переходить к голосованию. Большую часть замечаний он назвал «высосанными из пальца». Кондратьев попросил не беспокоится за поправки о миссионерской деятельности и заверил, что традиционных религий они не коснутся: «Мы говорим о псевдоучениях, о извращенной идеологии терроризма».
Сторонников «пакета Яровой» поддержала и спикер верхней палаты Валентина Матвиенко, призвав коллег «не распространять страшилки».
Итоги голосования были не вполне ожидаемы. На момент обсуждения шума и критики в зале было много, но результаты оказались привычными. За принятия первой части законопроекта высказались 151 и четверо сенаторов воздержались. За второй, самый резонансный, — 141 человек, пять — против и девять воздержались.
Напомним, что антитеррористические поправки предлагают дополнить Уголовный кодекс статьей «Несообщение о преступлении», а также ужесточить ответственность за призывы к террористической деятельности и оправдание терроризма в интернете. Однако наиболее резонансной инициативой стало обязательство для операторов сотовой связи хранить данные клиентов в течение полугода и предоставлять их правоохранительным органам.
Также поправки увеличивают сроки и штрафы по нескольким статьям, снижают возраст ответственности за преступления по ним до 14 лет и увеличивается ответственность за призывы к террористической деятельности и оправдание терроризма в интернете.
Госдума приняла законопроект 24 июня. Его внесли на рассмотрение еще в конце апреля 2016 года. В первоначальной версии он предлагал запретить выезд из страны гражданам России в том случае, если у них есть неснятая судимость за осуществление деятельности, сопряженной с террористической по статьям о захвате власти, насильственного удержания власти, вооруженном мятеже или преступлениям экстремистской направленности. Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции исключил из законопроекта норму о лишении гражданства.
Совет по правам человека раскритиковал законопроекты и заявил о намерении обратиться к президенту, если Совет Федерации их одобрит. Ранее в Совету Федерации обращались руководители четырех крупнейших российских мобильных операторов. Они заявили, что организация хранения данных пользователей может стоить более двух триллионов рублей, что приведет к налоговому убытку операторов и потери миллиардов рублей бюджетом.