Помилование в пользу «Роснефти»: как связано снисхождение к главарю банды убийц с тяжбой Сечина против Евтушенкова
Сообщения о возможном освобождении бывшего сенатора от Башкирии Игоря Изместьева совпали с финалом тяжбы между «Роснефтью» и АФК «Система» — теперь по решению суда первой инстанции структуры миллиардера Владимира Евтушенкова должны выплатить нефтяной компании 136 млрд рублей. Еще в 2014 году СМИ писали: перевод Изместьева из колонии для пожизненно осужденных за полярным кругом в Москву объясняется тем, что он дает показания против бывшего руководства Башкирии. Корреспондент Дождя разбирался в том, как могут быть связаны эти два процесса.
Неожиданное имя
В конце июля известная правозащитница и глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева в качестве подарка на свой день рождения попросила президента помиловать бывшего сенатора Игоря Изместьева.
Эта просьба стала для всех неожиданностью — Алексеева выбрала не кого-нибудь из известных политзаключенных. Она назвала имя человека, осужденного как одного из лидеров банды — Кингисеппской ОПГ, на счету которой десятки убийств и покушений, а также террористические акты. Еще в 2010 года Изместьев был признан виновным по всем пунктам и приговорен к пожизненному заключению.
«Я занимаюсь этим делом почти десять лет. Я не утверждаю, что Изместьев — невиновен. Но я считаю, что он не заслуживает пожизненного заключения в самой страшной тюрьме за Полярным кругом», — рассказала Дождю сама Алексеева.
Следить за делом Изместьева Алексеева начала уже во время суда, накануне приговора она вместе с родителями бывшего сенатора участвовала в пресс-конференции в «Независимом пресс-центре».
Именно мать Изместьева Тамара Федоровна, рассказывает Дождю источник, близкий к расследованию его уголовного дела, и уговорила Алексееву взяться за это дело и вступиться за сына. Алексеева также подтверждает, что до сих пор поддерживает отношения с матерью осужденного.
Алексеева рассказывает, что уже на суде над его бандой экс-сенатор начал давать показания против бывшего руководства республики Башкирии — Муртазы Рахимова и его сына — бизнесмена Урала Рахимова, бывшего владельца компании «Башнефть».
Изместьев утверждал, что именно по заказу Урала Рахимова выполнялись все преступления, а он лишь передавал письма от сына президента главарю банды Сергею Финагину — иногда в открытых конвертах, иногда в закрытых. Но тогда эти показания никого не заинтересовали, объясняет Алексеева.
Финагин также признан виновным и отбывает срок в 22,5 года заключения, к длительным срокам были приговорены еще 11 членов банды.
Встреча с Володиным
Эта история получила новое продолжение в 2013 году. Изместьев к тому времени уже почти семь лет содержался под стражей, после приговора его перевели в колонию для пожизненно осужденных «Полярная сова» за северным полярным кругом.
В декабре 2013 года, рассказывает Алексеева, она и другие правозащитники были приглашены в резиденцию президента в «Ново-Огарево» в честь дня прав человека 10 декабря.
Там Алексеева познакомилась с Вячеславом Володиным (в то время — куратором внутренней политики, первым замруководителя администрации президента). «Я рассказала ему о текущих делах — в том числе напомнила ему и о деле Изместьева и том, что он рассказывал о Рахимовых», — говорит Алексеева.
Буквально через несколько месяцев после встречи Алексеевой с Володиным бывшего сенатора забрали из колонии для пожизненно осужденных «Полярная сова», привезли в Москву и поместили в спецблок «Матросской тишины» (СИЗО 99/1), где он остается по сей день.
Как оказалось, следователей интересовали показания в отношении Урала Рахимова, но не о заказных убийствах, взрывах и поджогах в Башкирии, а о приватизации компании «Башнефть» и продажи пакета акций компании АФК «Система» бизнесмена Владимира Евтушенкова.
«Изместьев был близок с Уралом, знал, что происходило вокруг Башнефти», — говорит Алексеева. Совместную работу Рахимова-младшего и Изместьева подтверждает и источник в окружении бывшего сенатора.
О том, что Изместьев дает показания против Рахимова и Евтушенкова еще в 2014 года писало по своим источникам агентство «Росбалт». Издание утверждало, что Изместьев в своих показаниях рассказывает, что Урал приобрел акции «Башнефти» незаконно, а Евтушенков знал об этом и поэтому купил «Башнефть» по заниженной стоимости в $ 2,5 млрд — помог легализовать похищенное.
Именно эти показания легли в основу нового уголовного дела о мошенничестве и легализации средств.
Изместьев действительно стал ключевым свидетелем в деле, но его показания были недостоверными, сказал Дождю адвокат Урала Рахимова Ильнур Самильянов. В чем суть показаний экс-сенатора, Самильянов не уточняет, но настаивает: сделка по продаже «Башнефти» «Системе» была совершенно законной.
«Гаянэ» из Роснефти
Первым под стражу по новому делу в июле 2014 года попал бизнесмен Левон Айрапетян. 15 июля его задерживают по прилету в Домодедово.
Как рассказал Дождю адвокат Давид Хечан, его доверитель в то время жил в Монако, приехать в Москву его пригласили сотрудники «Роснефти». «Со слов моего доверителя, с ним связалась некая „Гаянэ“, представилась помощницей [главы Роснефти Игоря] Сечина, и у нее было какое-то бизнес-предложение», — говорит адвокат. Но когда Айрапетян вышел из самолета, его встретили сотрудники ФСБ.
«Его задерживали подчиненные генерала Олега Феоктистова, [на тот момент. — Дождь] врио начальника УСБ ФСБ, в деле есть различные документы с его подписью — что Айрапетян может скрыться, может воспользоваться помощью армянской диаспоры», — говорит адвокат.
Позднее Феоктистов, уже как глава службы безопасности «Роснефти», принимал участие в операции по задержанию министра экономического развития Алексея Улюкаева.
От Айрапетяна требуют показания на Рахимова и Евтушенкова, говорит источник, близкий к расследованию. Самого же Рахимова следователи в конце июля 2014 года объявляют в розыск , а затем требуют экстрадиции из Австрии, где уже долгое время живет бизнесмен, но получают отказ.
А 16 сентября под домашний арест попадает сам Евтушенков. Почти одновременно с этим Генпрокуратура подает иск в Арбитражный суд Москвы, где требует взыскать с компании АФК «Системы» акции «Башнефти».
В октябре происходят сразу два события — Айрапетяна переводят под домашний арест. Как рассказывает источник, близкий к следствию, бизнесмен в СИЗО все-таки дает показания, которые удовлетворяют следователей — он признает, что лично устраивал встречу Рахимова и Евтушенкова, на которой дал хорошие рекомендации обеим сторонам.
При этом Арбитражный суд Москвы принимает решение взыскать с АФК «Система» 81,67% акций «Башнефти» и передать их в пользу государства. «Система» признает это решение, и уже в декабре с Евтушенкова снимают домашний арест.
Год спустя — осенью 2016 года — часть пакета акций «Башнефти» (50,08%) у государства выкупает «Роснефть» за 329,69 млрд рублей. А уже в мае компания обращается с иском к АФК «Система» — и требует вернуть 106 млрд рублей. Истец утверждает, что предыдущий собственник незаконно вывел активы из компании и таким образом нанес ей ущерб на те самые 106 млрд. Спустя всего месяц эта сумма увеличивается до 170 млрд рублей — «Роснефть» решает учесть изменение курса доллара за прошедшие годы. А в августе суд частично удовлетворяет эти требования, присудив «Роснефти» 136 млрд.
В ожидании прощения
Еще в 2014 году Изместьев и попросил в первый раз о помиловании, говорит Алексеева. Но тогда его фамилия не попала в список кандидатов на помилование.
Сейчас Алексеева всего лишь напомнила об этой истории самому президенту. «Я не стала обсуждать с президентом, виновен Изместьев или нет. Я попросила его совершить акт христианского милосердия — помиловать. И он мне пообещал», — говорит Алексеева.
По словам правозащитницы, адвокаты Изместьева сейчас готовят все необходимые документы и в ближайшие дни планируют подать их в комиссию по помиловании в Москве.
При этом сами адвокаты экс-сенатора от официальных комментариев Дождю отказались. «От комментариев воздержимся, приношу свои извинения и рассчитываю на понимание. Сейчас каждое неправильно истолкованное слово может навредить», — считает один из защитников Изместьева.
Все это время сам Изместьев остается в московском СИЗО. Несмотря на все показания, новые уголовные дела и арбитражные процессы — он все еще пожизненно осужденный и должен опять вернуться в колонию. Но пока никто отправлять его обратно в «Полярную сову» не торопится.
«Нужны веские причины, чтобы осужденного после приговора содержать в СИЗО», — отмечает адвокат Андрей Гривцов, в прошлом следователь. Если обвиняемый был переведен из колонии по решению следователя, как в случае с Изместьевым, то следствие каждые несколько месяцев продлевает и обосновывает его нахождение в СИЗО, говорит Гривцов.
«Считается, что в СИЗО — более тяжкий режим, он приравнивается к содержанию в тюрьме. Но если сравнивать следственный изолятор с „Полярной совой“, то в этой колонии условия содержания несомненно хуже», — говорит адвокат. Все это может свидетельствовать о том, что следственные действия с участием Изместьева все еще продолжаются.
Фото: Илья Питалев / РИА Новости