Путин подписал новую концепцию внешней политики. Чем она отличается от старой?

01/12/2016 - 22:00 (по МСК) Даниил Сотников

В четверг была опубликована новая концепция внешней политики России. Ее прошлая версия, подписанная в 2013 году, утратила силу. В апреле глава МИД Сергей Лавров объяснил написание новой концепции меняющейся международной ситуацией. Дождь разобрался, чем новый документ отличается от написанной три года назад концепции, в которой Украину называли «приоритетным партнером», опасность крупной войны — низкой, «Большая семерка» еще была «Восьмеркой», а Крым — украинским.

Опубликованный в четверг на портале правовой информации документ утверждает официальную позицию России в области международной политики. Указ был подписан президентом Владимиром Путиным 30 ноября. Новая концепция внешней политики была написана «в целях актуализации приоритетных направлений». Большинство пунктов остались прежними, но некоторые положения изменились.

Подписанная в 2013 году концепция гласила, что в мире снижается «опасность развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной», из-за чего «меняется военное соотношение сил между различными государствами и группами государств». В новой концепции говорится, что в международных отношениях вырос «фактор силы», а «существующие военно-политические союзы не способны обеспечить противодействие всему спектру современных вызовов и угроз».

«Несмотря на то, что опасность развязывания ведущими государствами крупномасштабной войны по-прежнему низкая, возрастают риски их втягивания в региональные конфликты и эскалации конфликтов».

Для России ограниченное применение военной силы стало в последние два года наиболее эффективным внешнеполитическим инструментом, считает политолог Владимир Фролов. Военная сила и непредсказуемость стали действенными инструментами внешней политики страны, уверен он.

Ответственность за возрастающие риски в новой концепции возлагается на западные страны: «Стремление западных государств удержать свои позиции, в том числе посредством навязывания своей точки зрения на общемировые процессы, <…> приводит к нарастанию нестабильности в международных отношениях, усилению турбулентности на глобальном и региональном уровнях».

После присоединения Крыма к России в 2014 году Россия лишилась членства в «Большой восьмерке», упоминание которой исчезло из новой концепции. Украина также больше не упоминается в качестве «приоритетного партнера» Москвы. Связи с Киевом теперь будут развиваться «при соблюдении национальных интересов». Из новой концепции также пропал пункт о «создании положительного образа России».

Если в 2013 году провозглашалась интеграция России в глобальные процессы, то в этом документе ничего подобного нет и эта цель не стоит, отметил Фролов.

В новой концепции добавился пункт о том, что «Россия оставляет за собой право жестко реагировать на недружественные действия, в том числе путем укрепления национальной обороны и принятия зеркальных или асимметричных мер».

Что касается договора с США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, то теперь Россия придает ему «важное» значение, а не «приоритетное», как было в прошлой концепции. В 2013 году мы находились «на излете перезагрузки», а сейчас отношения упали «ниже плинтуса», напоминает Фролов. В новой концепции выражается лишь осторожный оптимизм на улучшение отношений, и это важное отличие, добавляет политолог.

В заключительным пункте концепции 2013 года был написано:

«Осуществление государственной внешней политики России призвано «создавать благоприятные условия для реализации исторического выбора народов Российской Федерации в пользу правового государства, демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики».

Из новой концепции этот пункт убрали.

Даниил Сотников

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Алексей Дружинин / РИА Новости

Также по теме