«В оффшорном мире начинается суровая борьба за уменьшающийся пирог»: Андрей Мовчан о заказчиках «Райского досье»

22/11/2017 - 23:30 (по МСК) Андрей Мовчан
Поддержать ДО ДЬ

В премьерном выпуске авторской программы на Дожде Андрей Мовчан объяснил, почему «Райское досье» ничего принципиального нового не описывает, а также назвал возможных заказчиков публикации этих документов.

Недавно Süddeutsche Zeitung, немецкая газета, сообщила о том, что произошла еще одна огромная утечка информации из крупной фирмы, которая специализировалась на офшорных услугах. Фирма эта Appleby, фирма хорошо знакомая, мне и самому приходилось с этой фирмой работать неоднократно в 90-е и 2000-е годы, это один из крупнейших провайдеров услуг по офшорам. Что такое услуги по офшорам? Это, собственно, компании, трасты, это анонимизация, то есть сокрытие акционеров за подставными лицами и за непрозрачными структурами, это юридические услуги, это доверительное хранение денег, это доверительное управление. Это огромный бизнес, всего существует около 1 миллиона офшорных компаний, которыми пользуются игроки из самых разных стран, и ничего удивительного нет в том, что информация эта иногда может утечь. Но в том, как она утекла, то, в каком объеме она утекла, и в том, что происходило до того, как она утекла, есть, пожалуй, впервые за всю новейшую историю офшоров много удивительного.

Отключите ваши мобильные телефоны на время собрания, потому что иначе электроника сойдет с ума. И по соображениям безопасности. Так что, пожалуйста, отключите ваши телефоны.

Добро пожаловать в Мюнхен! Добро пожаловать в Süddeutsche Zeitung. Первое правило: мы не говорим о том, что делаем. Мы не говорим об этом с нашими друзьями, семьями, коллегами.

Расцвет офшоров пришелся на время, когда комплаенс, когда система контроля и защиты от преступных денег и от преступного использования денег практически не работали. Еще в середине 90-х годов ни Федеральная резервная система, ни американское казначейство, ни органы ЕЦБ не интересовались тем, что за деньги проходят через офшорные структуры, и тому есть простое объяснение: бюджеты всех крупных государств были профицитными. Когда бюджеты стали дефицитными, потребовались налоги, потребовались деньги, и это совпало с ростом терроризма во всем мире, ситуация поменялась. А вот оффшорные компании, которые зарабатывали миллионы и миллиарды долларов на своих услугах, меняться не хотели.

Appleby — одна из таких компаний, информация о которой вышла сейчас через Süddeutsche Zeitung наружу. Ничего нового это, собственно, нам не описывает. Вообще говоря, основные находки по России, о которых все уже, наверное, слышали, все читали — это оффшоры Мильнера и Усманова, это оффшоры Дерипаски, это тот факт, что депутаты Госдумы были директорами в оффшорных компаниях, это история инвестиций Марины Сечиной и австралийских олигархов, это история связи между министрами экономики США, компаниями, которые представляют транспортные услуги, и «Сибуром». В этом нет ничего особенно интересного. Так было, так, наверное, будет со временем, и в будущем, всегда будут люди, которые будут пытаться оптимизировать свои налоговые схемы и улучшать структуру взаимодействия с миром. Собственно, ничего нового нет и в том, что даже такие крупные игроки и такие талантливые люди, как Миллер, должны использовать российские государственные деньги для того, чтобы на равных играть на международном поле.

Но вот что достаточно интересно и о чем стоит поговорить. Сама история Appleby непроста. Как оказалось, местные власти на Бермудах, на острове Мэн в Великобритании, на Кипре, на Мальте неоднократно были недовольны тем, как Appleby ведет дела. В течение последних 10 лет власти на островах как минимум 12 раз проводили аудиты и предъявляли огромные объемы претензий и Appleby, и подконтрольным ей фирмам. В 2012 году Appleby было обвинено в крайне грубых нарушениях. Это очень жесткое обвинение для контролирующих структур, естественно, за всеми обвинениями следовали штрафы и требования немедленно исправить ситуацию.

В 2015 году власти Бермуд запросили компанию письменно, на 18 страницах прислав письмо, требующее отчета, почему все предыдущие инспекции не были услышаны и все рекомендации не были исполнены. Текст так и гласит: «все рекомендации, все предыдущие инспекции». Инспекции эти, надо сказать, выделили 14 проблемных зон, из них 9 были названы жизненно важными и имеющими высочайший приоритет. Первым приоритетом и первой зоной было названо противодействие в отмывании преступно нажитых доходов и противодействие терроризму.

При этом в качестве иллюстрации в 2016 году в 147 случаях, как оказалось при инспекции и аудите, компания Appleby даже не знала, какая юрисдикция у их клиентов. То есть как минимум 147 файлов не имели информации о том, откуда происходят бенефициары компании, которую Appleby обслуживает.

Тем не менее с точки зрения Appleby ничего не изменилось. Appleby продолжала обслуживать своих клиентов в том же режиме, на все требования комиссии Appleby отвечала аккуратной уплатой штрафов и полным отсутствием изменения своей деятельности. Компания не закрыта, компания не обанкрочена, руководители компании, владельцы компании не оказались под судом. Нет сомнений, что в следующие годы инспекция будет выявлять примерно те же нарушения и брать примерно те же штрафы.

Какие можно сделать из этого выводы? Во-первых, выводы простые: элиты всего мира достаточно связаны между собой в бизнесе, и нет ничего удивительного в том, что американские и российские элиты сотрудничают, в то время как их страны находятся в той или иной форме конфронтации между собой.

10 лет назад комплаенс в мире действительно был более слабым, сейчас он более силен. Но насколько он более силен, видно из этого досье. Мало что меняется для крупных клиентов. Если у вас 5 миллионов долларов, вы хотите инвестировать свои деньги в швейцарском банке, вы будете много месяцев проходить комплаенс. Если у вас 500 миллионов долларов, вы хотите инвестировать деньги в незаконный бизнес, вы, скорее всего, сможете это делать легко и свободно.

Большие деньги из России действительно редко попадают на международный рынок, если это не государственные деньги. А если это государственные деньги, они попадают туда легко, несмотря ни на какие санкции, ни на какие проблемы, и мы это хорошо видим из досье. Другое дело, что в оффшорном мире начинается суровая борьба за уменьшающийся пирог. Регулирование во всем мире все-таки ужесточается, компаний, которые будут оказывать такие услуги, будет становиться меньше, оффшорных счетов будет становиться меньше, а, значит, конкуренция будет выше, и единственный способ съедать конкурента — это создавать утечки. И нет сомнений, что Süddeutsche Zeitung получила свои досье и свою информацию не от журналистов, а от конкурента Appleby, который нашел доступ к системе, нашел брешь в системе защиты.

Ну и, наконец, никому невыгодно, чтобы перемены были серьезными. Appleby невыгодно и компаниям типа Appleby невыгодно, чтобы у них сокращался бизнес, а, значит, они будут продолжать работать с преступными деньгами. Местным властям на Бермудах, на Кайманах, на острове Мэни в других юрисдикциях невыгодно, чтобы сокращался этот бизнес, а, значит, они будут позволять компаниям типа Appleby работать. Им нужны штрафы, а не закрытия — штрафы Appleby будет платить. Им нужны взятки, а не закрытие компаний — и взятки будут платиться.

Ну и, конечно, крупным состояниям по всему миру, особенно нажитым преступным путем, необходимо, чтобы была какая-то система отмывания этих денег, необходимо, чтобы была какая-то система, в рамках которой они смогут свои деньги инвестировать. А крупные компании, крупные проекты будут позволять это и будут принимать эти деньги, потому что миру нужно развиваться, нужно эти деньги использовать для того, чтобы рос ВВП. Рост ВВП все еще является прерогативой в мире, ВВП в мире растет достаточно хорошо, в среднем на 2,5% в год, и это, пожалуй, единственная хорошая новость, которую мы можем вытащить из досье, которое было опубликовано в Süddeutsche Zeitung.

Другие выпуски