Андрей Мовчан о самом парадоксальном голосовании во всей истории демократии в Британии — о Brexit.
Brexit — неведомый, но неизбежный
От выборов в ЮАР перейдем к выбору в целом и, в частности, к выбору в Великобритании — стране, которая все еще остается страной Евросоюза, хотя практически уже в ней не находится. 23 июня 2016 года в Великобритании случилось, наверное, самое парадоксальное голосование, которое было во всей истории демократии в Британии, насчитывающей уже как минимум полтысячелетия. Голосование за выход из Европейского союза, в котором, как кажется, все проголосовали «против», и тем не менее страна проголосовала «за». Действительно, и правый индустриальный открытый мегаполис Лондон, и левый академический город Оксфорд и, кстати, левый академический Кембридж, и промышленный Ливерпуль и Манчестер, и Кардифф, которые расположены в значительно менее благополучных областях. Лидс, Эдинбург, Глазго, Йорк, Белфаст, вообще вся Шотландия, кстати говоря, проголосовали с большим отрывом против выхода из Европейского союза.
Тем не менее зоны, в которых живет так называемый upper-lower class, зоны «синих воротничков», зоны, которые производят очень малую долю от английского ВВП, но в которых живет чуть больше, чем половина населения Великобритании, проголосовали за выход. Выход состоится потому, что меньше, чем 2%, был перевес у проголосовавших «за», чем проголосовавших «против». И тем не менее, если вы спросите англичанина сегодняшнего, почему, собственно, в этой ситуации нет ни переголосования, ни пересмотра вопросов, ни каких-то процедур, которые блокируют результаты голосования, он ответит вам: «Потому что демократия так работает. Мы когда-то приняли решение о том, что мы решаем это большинством голосов, большинство голосов решило — мы не можем поправлять демократию». Нам бы научиться такому подходу к этому вопросу.
В конечном итоге, ситуация обстояла даже хуже, чем я только что описал. 61% граждан Великобритании, которым нет 45 лет, проголосовало против выхода. Таким образом, Великобританию в будущее без Европейского союза тянут те, кому, позволю себе быть не толерантным, этого будущего не увидит, те, кто живет, в основном, прошлым и в своих воспоминаниях о временах старой доброй Англии. Так же, как в России, большинство населения сегодня удивительным образом живет временами старого доброго Советского союза, а кто-то и старой доброй Российской империи. Сегодня опросы показывают, что 49% населения Великобритании однозначно против выхода и только 42% «за». Ситуация, которую в России, конечно, расценили бы как повод для того, чтобы решение пересмотреть, в Англии делаться это не будет. В Англии решения принимаются однозначно, всерьез и надолго.
Решение о выходе нанесло британской экономике уже ощутимый ущерб. Кто-то оценивает его примерно в 30 миллиардов фунтов на несколько лет только на потере от того, что доходы бюджета от работы мигрантов превышали субсидии этим мигрантам. Кто-то говорит про 72 миллиарда фунтов в год потерь ВВП Великобритании. Но если посмотреть на рост ВВП в этой стране, 2017 год — это всего 1,4% против 1,9% во Франции, 2,2% в Германии, 2,3% в Штатах и аж 3% в Канаде. Партнеры Великобритании, которые развиваются примерно так же, как она, явно уходят вперед, и, скорее всего, основной причиной является ожидание Брексита.
Недвижимость в Лондоне подешевела официально на 3%, а по неофициальным сведениям от крупных брокеров где-то и на 7-15%. Недвижимость во всей Великобритании подешевела на 1,5%, и тоже, наверное, соотношение еще хуже в реальности. Фунт падал до 1,22 с позиции 1,45 к доллару, что, вообще говоря, не так плохо для экономики, но это значимый показатель перспектив устойчивости британской экономики. Сейчас он стоит примерно 1,38-1,39 — тоже ниже, чем добрекситовский уровень, уровень до голосования.
Фото: Reuters