«Мы сказали : "Майним сами!"»: Андрей Мовчан о будущем биткоина в России

22/11/2017 - 23:21 (по МСК) Андрей Мовчан

В премьерном выпуске авторской программы на Дожде Андрей Мовчан объяснил, почему все, что говорят о биткоине — неправда и рассказал о трех вариантах возможного будущего криптовалюты в России.

Конечно, если мы говорим сегодня об экономике, нельзя не говорить о том, что очень многие называют новой экономикой, совсем новой экономикой, принципиально новой экономикой, судя по росту ее стоимости. Мы говорим о криптовалютах и, в первую очередь, о биткоине. Биткоин — странное образование. Впервые в истории никто не знает, как создана валюта, которая претендует на то, чтобы заменить доллар в международных расчетах. Говорят, что биткоин создал австралиец по имени Крейг Райт, но до сих пор это не подтверждено, и сам Крейг Райт утверждает, что он один из крупных майнеров, а отнюдь не создатель валюты. Точно так же мы не знаем, кто правит код биткоина. Этот код правится время от времени в ответ на каждый взлом, в ответ на каждый краш, в ответ на каждый баг, который находится. В этом коде происходит волшебным образом его изменение, усовершенствование, а кто стоит за этим — нам непонятно. И Дэн Браун до сих пор не написал на эту тему свой роман, а, наверное, стоило бы.

Биткоин — интересное образование. Действительно со времен доткомов и, может быть, даже со времен голландских тюльпанов ничто не вызывало такого энтузиазма у инвестирующей публики. Если посмотреть на биткоин внимательно, все, что про него говорят, окажется немножко неправдой. Главное, что про биткоин говорят — что эта валюта защищена на 100%. При этом если посмотреть на статистику проблем воровства, взлома и изменений в записях несанкционированных и прочих дефектов у системы, то мы увидим очень стабильную картинку: два сбоя в 2010 году, четыре сбоя в 2011 году, один сбой в 2012 году, два — в 2013 году, в 2014 году было три сбоя, и, начиная с 2015 года, происходит примерно четыре крупных сбоя в год. Владельцы биткоинов теряют свои биткоины, потом вновь их обретают в той или иной форме, частично или полностью, кто-то, видимо, в этот момент приобретает биткоины, так что, считается это легальным, а на самом деле является нелегальным. Информация тем или иным образом распространяется, информация о владельцах биткоинов становится менее или более анонимной. В общем, не похоже, чтобы эта валюта была защищена лучше, чем, скажем, доллар или рубль в Российской Федерации.

Биткоин должен был бы служить борьбе с мошенничеством, как объявляют его создатели и его апологеты. Однако первая биржа, которая была создана для того, чтобы торговать биткоином, которая называлась Silk Road, оказалась биржей преступников. Создатели этой биржи и люди, которые работали вокруг этой биржи, оказались на скамейке подсудимых, а один из её создателей получил пожизненный срок. И об этом тоже не надо забывать тогда, когда мы будем работать с новыми биржами, которые торгуют биткоинами, когда мы будем работать с ISO и другими инструментами в их работе.

«Биткоин должен быть признан большинством государств как наиболее удобное средство расчетов», ― говорили нам. Но на сегодняшний день список государств, которые признают биткоин, в общем, не такой большой. «Да» биткоину сказали Германия и Ирландия. «Может быть», ― сказал Кипр. «Нет» уже сказали Китай и Норвегия. «Смотрим», ― сказали Таиланд и Япония. Ну, и Россия нечто новое, как обычно, Россия сказала: «Майним сами». Посмотрим, как это будет происходить. Пока мы не видим централизованной добычи биткоинов в России, но всё, возможно, ещё впереди.

Что же такое биткоин, цена которого преодолела восьмитысячную отметку в долларах, только что падая до пяти тысяч? Биткоин, конечно, не валюта. Давайте не будем себя обманывать. У валюты не может быть такой волатильности. Даже зимбабвийская квача сегодня не показывает такой волатильности, какую показывает биткоин.

Это не валюта ещё и потому, что за биткоином не стоит вообще никакого обязательства обмена на товар, кроме добровольных обязательств, которые могут принимать, а могут не принимать на себя те или иные экономические агенты. Давайте сравним: у биткоина капитализация около 100 миллиардов долларов, при этом обязательств по товару примерно ноль.

У Соединенных Штатов Америки, у той страны, про которую многие говорят, что её доллары ничем не обеспечены, агрегатом 2, то есть весь денежный объем, примерно 14 триллионов долларов, агрегатом 3, денежный объем вместе с косвенными обязательствами, ― 18 триллионов долларов. А полный объем активов Соединенных Штатов Америки, населения Соединенных Штатов Америки составляет около 225 триллионов долларов. Разница всё-таки существенная для того, чтобы не называть (пока, по крайней мере) биткоин валютой.

Биткоин не признан никакими регулирующими органами ни одной из стран. Что будет, если какой-либо регулирующий орган признает биткоин в качестве чего-то? Да, если он признает его в качестве валюты, придется выполнять закон о валютном контроле, который есть во многих странах. На территории России нельзя рассчитываться другими валютами, соответственно, нельзя будет рассчитываться и биткоином.

Представим себе, что Россия примет биткоин не в качестве валюты, а в качестве товара. Это будет немедленно означать, что за биткоин необходимо будет платить НДС и расчеты в биткоинах будут обессмыслены.

Наконец, существует третий вариант ― биткоин может быть признан ценной бумагой (на ценную бумагу, надо сказать, он больше всего и похож). Расчеты тогда будут лишены VAT, лишены НДС, рассчитываться в биткоинах можно будет на территории Российской Федерации, но пересчитывать цены всё равно придется в натуральную валюту и налоги всё равно придется платить в натуральной валюте, в рублях в данном случае, а на территории Соединенных Штатов Америки придется платить в долларах. Зачем нужен будет биткоин в качестве промежуточного средства платежа, становится не очень понятно.

Хуже того, использование биткоина, вообще говоря, противоречит интересам большинства стран, и в том числе в связи с тем, что с помощью биткоина значительно легче скрывать преступные доходы и преступные расходы. Мы немножко позже поговорим о том, как государство сейчас борется или не борется с этими расходами и доходами, по кейсу Apple в том числе.

И потому что страны хотели бы регулировать выпуск своих валют и хотели бы уметь влиять на выпуск чужих валют через международные переговоры, а на биткоин влиять невозможно, поскольку мы даже не понимаем, кто и как его может выпускать. И потому что у биткоина ограниченная миссия, а у валюты не может быть по определению ограниченной миссии, иначе она будет дисбалансирована относительно роста ВВП и роста рынков.

И, конечно, биткоин не только не валюта, но биткоин даже и не золото. Мы слышали много раз сейчас и в прессе, и в репортажах, и в интервью крупных игроков рынка Bitcoin, что биткоин возвращает на рынок валют те свойства, которые были у драгоценного металла до того, как золотой стандарт был оставлен.

Увы, это тоже не так. Во-первых, золото, конечно, можно добывать. И более-менее сбалансированность цен, выраженных в золоте, держалась именно на том, что рост ВВП так или иначе балансировался ростом объема золота на рынке. Там, где это было не так, там, где объемы золота были ограничены, государство и общество переходили на расчеты в других эквивалентах, потому что невозможно было удержать цену в валюте, инвестиционная привлекательность которой слишком высока.

Кроме того, поскольку биткоин ограничен в своем выпуске, мы не можем удерживать в нем более-менее стабильную цену. А вот количество криптовалют, конечно, не ограничено. Мы видим, как работает эфир, который, кстати, не растет в цене, начиная с весны этого года, мы видим, сколько выпускается валют, которые умирают, толком не родившись, а будут выпущены новые конкуренты биткоина. И в целом если сам биткоин склонен к дефляции, то, скорее всего, всё множество валют будет склонно к инфляции. Как угадать, какая валюта выстрелит, а какая нет, тоже большой вопрос, и в этом смысле разница с золотом тоже вопиюща.

А что же дальше? Во-первых, основной аргумент апологетов биткоина очень прост ― если доллар будет заменен на биткоин, если попытаться заменить доллары на биткоины, то если сравнивать их объем, а биткоинов может быть выпущен только 21 миллион, то один биткоин должен будет стоить 857 тысяч долларов, а отнюдь не восемь тысяч, которые он стоит сейчас. Это хороший аргумент в пользу покупки биткоинов, я даже не буду его развенчивать.

Я не буду его развенчивать, вообще говоря, потому что недавно мир увидел, как подобные вещи могут продаваться и покупаться на вполне серьезных аукционах с вполне серьезной историей. Только что один из наших соотечественников, Рыболовлев, продал картину Леонардо да Винчи ― мы, кстати, не знаем, Леонардо да Винчи ли написал эту картину, есть серьезные сомнения на эту тему ― за в четыре тысячи пятьсот раз большую цену, чем эта картина была куплена двадцать лет назад его предшественником, и в четыре раза дороже, чем сам он её купил в 2013 году. Картины Леонардо да Винчи, безусловно, не являются валютой, так же как и биткоин, не являются они и золотом, не имеют промышленного применения, и вот тем не менее цена может расти и так.

Может ли вырасти биткоин еще в два раза? Может. Может ли в десять? Может. Может ли он обвалиться и унести всё состояние инвесторов уже через несколько недель или месяцев? Тоже может, и поэтому тем, кто играет в биткоин, нужно думать не о том, куда пойдет цена, а о том, куда она может пойти и какие риски с этим связаны. Не вкладывайте в биткоин свои последние деньги, и даже предпоследние я бы вам не советовал вкладывать тоже.

Другие выпуски