«Мы 10 лет шли из большого кризиса, а пришли туда же»: Андрей Мовчан об изменении экономики 2010-2020
В новом выпуске авторской программы на Дожде Андрей Мовчан подвел экономический итого уходящего десятилетия и рассказал, о том, можно ли было ожидать нынешней ситуации в начале десятых. Россия сегодня примерно там же, где и была в 2010 году, считает эксперт.
В завершение хотелось такой довольно глобальный вопрос вам задать, потому что мы, в общем, в цифровом смысле этого слова подходим к завершению десятилетия, второго десятилетия XXI века. Хочется какие-то, может быть, начать потихонечку подводить итоги этого десятилетия, да.
Вы любите на какие-то большие тренды смотреть, а не на момент. Вот если мы посмотрим на тренд в виде этого десятилетия, которое, в общем, было очень разным, да. Началось оно очень благостно, 2010–2011 год, и вот мы сейчас пришли к этому. Насколько это, может быть, для вас закономерное развитие событий? Можно ли было ожидать такого развития событий в начале этого десятилетия? Я не имею в виду конкретные факты, но ту точку, в которую мы пришли, с точки зрения экономического развития, ВВП на душу населения, не знаю, инвестиционного климата и так далее. Мы, в общем, туда и шли, куда пришли, или это результат некоторых?..
Вы будете смеяться, мы пришли туда на самом деле, откуда вышли. Кто-то про Аргентину в свое время хорошо сказал, что там снимается бесконечный сериал «Потерянное десятилетие», каждые десять лет новый сезон. Похоже, мы вошли в ту же фазу. Мы сейчас примерно там, где были в 2010 году, за исключением того, что если тогда стрелка показывала вверх и нам казалось, я каюсь, мне еще даже казалось в 2010 году, что мы должны начать двигаться все-таки, так сказать, на следующий уровень, то сейчас уже всем понятно, что стрелка двигается вниз.
Так сказать, энтропия нарастает, мы постепенно становимся абсолютно ровной поверхностью на определенном уровне, и там уже до каких-то ключевых событий ничего не изменится. А так, в общем, да, потерянное десятилетие, действительно, откуда вышли, туда и пришли. Только выходили мы после большого кризиса и десять лет шли из этого большого кризиса, а пришли туда же.