Россия и ЮАР: жизнь после выборов
Незадолго до наших выборов в России выборы прошли в другой стране, нашем партнере по БРИКС, стране, которую часто сравнивают с Россией, которая на Россию похожа даже больше, чем кажется на первый взгляд — в Южно-Африканской Республике. Правда, выборы там были не всенародные, президента там выбирает фактически парламент, а на самом деле ассамблея правящей партии — Африканского национального конгресса.
На выборы в ЮАР следует посмотреть хотя бы потому, что они продолжают уже укоренившуюся в последнее время в разных странах традицию прихода к власти бизнесменов и людей, которые если и были чиновниками, то были чиновниками достаточно давно, и свои навыки чиновников подрастеряли. В ЮАР новым президентом стал Сирил Рамапоса, 52-летний вице-президент страны, который меняет на этом посту Джейкоба Зума, лидера Африканского национального конгресса, который провел без малого 10 лет у власти и отметился большим количеством коррупционных скандалов, а также скандалов на почве его отношения как к расовой дискриминации, так и вообще к вопросам толерантности в широком смысле.
Эта замена чиновника, обвиняемого в коррупции, на бизнесмена, которого пока еще в коррупции обвинить никто не успел, хотя чуть позже мы поговорим о том, как это возможно было бы сделать, достаточно знаменательно мы видели это в разных странах, в том числе недавно к власти бизнесмен пришел в Соединенных штатах Америки. И поэтому эту тенденцию стоит посмотреть и с точки зрения российской преемственности власти, возможно, в следующем, уже, конечно, не в 2018 году, но, может быть, в 2024 году президентом России сможет также стать президент-бизнесмен.
А вообще ЮАР — страна достаточно похожая на Россию по разным параметрам, страна поменьше, чем мы, в три раза меньше население — примерно 56 миллионов человек. Страна с ВВП в 344 миллиарда долларов, 34 место в мире. Россия занимает 12 место с ВВП примерно в 4 с копейками раза больше. Страна, в которой ВВП на человека 6 тысяч долларов — это, конечно, не Россия с нашими 10 тысячами, но это примерно уровень Белоруссии, Иордании, Таиланда, где-то 86-85 место в мире. Россия занимает 64. Таким образом, мы открываем вторую полусотню стран по этому рейтингу, а ЮАР более-менее закрывает эту вторую полусотню, играем мы в одной и той же лиге.
Рост ВВП в ЮАР примерно 1,5% в год за последние 10 лет, за время правления Джейкоба Зума. В России примерно такое же, чуть меньше. За последние 20 лет в России рост 3% в год, в ЮАР чуть больше — 4% в год. Экспорт — 20% ВВП. ЮАР — достаточно закрытая страна, среднемировое значение примерно 29-30%. Основной статьей являются автомобили и другие машинные механизмы. Автомобили — 15% экспорта, в три раза больше, чем Россия, ЮАР поставляет автомобилей на рынок. Машины — 10% экспорта. Это примерно российская же доля. Оказывается, ЮАР не в основном ресурсодобывающая страна, как иногда кажется, а страна с достаточно развитой машиностроительной промышленностью. Импорт — 74 миллиарда долларов, чуть больше, чем экспорт в 2017 году, чуть меньше, чем экспорт в 2016-2015 и до этого. ЮАР вообще до сих пор имела положительное сальдо торгового баланса, как и Россия, только 2016 год немного подвел.
Основная статья импорта ЮАР — это электроника, она сама не производит никакой электротехнической продукции, в общем, так же, как и Россия. Юаровский бюджет — 26% ВВП, в России бюджет немножко больше, он порядка 37% ВВП. И отсюда и подушевое значение. В ЮАР — 2 тысячи долларов, в России — 3 тысячи долларов на человека, но в сущности разница не очень велика, с развитыми странами нам еще очень сложно равняться, мы далеко от них. Дефицит бюджета — 4% ВВП, тоже похож на российский, у нас 2,5-3%. Не критический размер дефицита. ЮАР выдерживает его достаточно давно и прочно. При этом 22% ВВП в ЮАР идет на образование. Образование — вообще это конек бюджета ЮАР, тратится очень много денег. 93 миллиарда долларов — трехлетняя программа по развитию образования в ЮАР, в России за то же время потрачено будет 180 миллиардов долларов, на человека это на треть меньше, чем в Южно-Африканской Республике. Мы много говорим о нашем прекрасном образовании, можно было бы предположить, что в ЮАР ситуация с образованием хуже, однако как минимум ассигнований в расчете на человека в ЮАР на образование делается существенно больше.
Больше в ЮАР ассигнований на медицину — 20 миллиардов долларов в год тратится на здравоохранение. Это на 10% больше, чем в России на человека. Медицина в ЮАР действительно неплохая, она обслуживает всю Южную Африку как медицинский хаб, и качество этой медицины растет очень быстро, в то время, как в России, к сожалению, нельзя сказать того же. Возможно, что через некоторое время из России состоятельные граждане будут ездить в ЮАР лечиться.
Вообще бюджет ЮАР достаточно красиво сбалансирован. Расходы на оборону, расходы на медицину и расходы на образование у них равны по величине, чего точно нельзя сказать про Россию. Интересна композиция доходов в бюджет. Доходы бюджета в ЮАР значительно ближе к структуре к развитым странам, чем к странам ресурсным типа России. 30% бюджета составляет подоходный налог в России — это только 11%. Примерно одинаковая доля — это НДС: 22% в ЮАР и 16% в России. Больше доля налога на прибыль — на одну треть, 15% против 10%. Налоги на природные ресурсы у нас примерно 34%, в ЮАР это всего примерно 10%. То есть страна значительно меньше зависит от ресурсов на самом деле, чем Россия.
Фото: Reuters