Павел Лобков о том, как война бесплотных символов приводит к войне реальной

15/10/2014 - 21:10 (по МСК) Анна Монгайт

Перенос даты дня победы в Сербии, о чем стало известно сегодня, почти совпал с перекройкой праздничного календаря Украины. Накануне Петр Порошенко отменил празднование советского 23 февраля и учредил новый памятный день – 14 октября – день рождения Украинской повстанческой армии, то есть тех самых бандеровцев, которыми переполнен эфир федеральных каналов. Одновременно активно дискутируются перемещения по Москве памятников Жукову и Дзержинскому, в деталях прорабатывается будущий церемониал дня победы 9 мая 2015 года, и у нашего сегодняшнего колумниста Павла Лобкова сложилось впечатление, что на территории русского мира возродилась вера в магические ритуалы: когда будущее зависит от переносов дат и предметов.

Великий культуролог Иоханнес Хейзинга в книге «осень средневековья» обращает внимание на то, что средневековому мышлению свойственна переоценка символов – цветов, чисел, дат, при этом, у героев рыцарских романов нет лиц: авторы описывают только их одежду. Переоденется герой – и его никто не узнает, включая близких.

Напротив Кремля на днях случился казус – у московских озеленителей кончилась щепка, которой прикрывают лысины, оставшиеся после уборки растений. И (о, ужас!) священное слово «Москва» оказалось вымощено синей и желтой щепками. Слово и дело, черная месса творится пред очами государя, – воскликнула кремлевская охрана.

В канун исторического визита Владимира Путина в Сербию происходит ряд как символических, так и нумерологических знамений. Так, день победы, приуроченный к 70‑летию освобождения Белграда от фашистов, был перенесен с 20 октября на день визита, 16‑е, и впервые пройдет в формате военного парада. Йоханнес Хейзинга пишет: «Никогда открыто совпадения символов не трактуются, они – непознаваемого происхождения». И вот сербские чиновники говорят Би‑Би‑Си: «Да, праздник всегда отмечался с 16‑го по 20‑е, а 16‑го советские войска вошли в Белград, так что повод для парада вполне легитимен».

«ВЕлика, вЕлика провокация с альбански страны», – кричит телекомментатор. Есть игры поважнее футбола если затронут символ. Дрон с албанским флагом над футбольным полем: забыв про мяч, защитник сербов Стефан Митрович подобрал флаг и начал его срывать с вертолетика. К нему подошел защитник албанцев Мергим Маврай. Между футболистами началась драка, в которой приняли участие члены обеих команд, а также официальные лица. Велика провокация, вскричал российский премьер Дмитрий Медведев, Барак Обама поставил Россию на второе место в списке угроз после лихорадки Эбола. Интересно, если бы на первое – это уже большая честь? У него аберрация мозга, – заключил премьер, перезагрузка невозможна. То есть во время введения  реальных санкций она была, а после символического жеста – уже нет.

Россию приравняли к вирусу – это очень по‑средневековому, именно в 12‑14 веках появление заразы объяснялось мистическими силами, и лечение им нужно было искать в той же плоскости. К средневековому дискурсу присоединился и российский президент – в интервью сербской газете – он тоже нашел вирус.

Апелляции к нацизму как безусловному раздражителю – это как средневековые апелляции к сатане. «Я мучаю твое тело, чтобы исцелить твой дух» – формула, которую должен был произносить инквизитор перед началом пытки. И в Прибалтике уже забеспокоились: не пошлют ли к ним доктора, а Петр Порошенко символически ответил в символическом духе: день защитника отечества перенес с 23 февраля на 14 октября – день основания украинской повстанческой армии. Религиозно‑мистический характер процедуры подтвердил российский сенатор Джабаров, заявивший, что «Порошенко совершил тяжкий грех и наплевал в душу».

И еще на десерт. Сегодня, за семь месяцев до грядущего мая, официальные лица уже устраивают совещания по поводу устроения будущего дня победы на Красной площади 9 мая. Вы еще не запутались в днях победы? Ведь сатана изобретателен и вездесущ, поэтому и церемонии экзорцизма надо готовить задолго и тщательно.

Другие выпуски