Загадка отставки охранника Путина
В четверг в Калининграде открылась областная дума нового созыва — такое традиционно ритуальное для любого парламента первое заседание, когда никаких законов еще никто не принимает, а все просто сидят, знакомятся друг с другом, если не были знакомы, выбирают спикера и слушают напутствие первого лица. И вот скандал — первое лицо не пришло напутствовать депутатов.
Губернаторство Зиничева — такой прямо неприличный анекдот, посвященный всем, кто верит в глубокую мудрость кадровой политики Владимира Путина и присущие ему хитрые планы.
Назначенный два месяца назад исполняющим обязанности губернатора Евгений Зиничев не пришел открывать областную думу. Критики власти традиционно возмутились, а сторонники традиционно начали объяснять, что все нормально. Как сказала спикер облдумы Марина Оргеева, Зиничев не пришел, потому что был занят важными государственными делами. Через несколько часов стало известно, что это были за дела — прогубернаторствовавший несколько недель охранник подал в отставку и больше не имеет отношения к региону.
Губернаторство Зиничева — такой прямо неприличный анекдот, посвященный всем, кто верит в глубокую мудрость кадровой политики Владимира Путина и присущие ему хитрые планы. Два месяца назад лояльные политологи, местные и московские, объясняли, как это здорово и правильно — назначать губернаторами тех людей, которым доверяешь лично, и уж с Зиничевым-то Калининградская область расцветет. Теперь Зиничев, не прощаясь, уезжает в Москву, и фамилию его запомнят, наверное, только журналисты, от которых он прятался все эти два месяца, не дав ни одного интервью и избегая даже подходов к прессе на официальных мероприятиях.
Он прятался два месяца и потом исчез. Все выглядит так, что он не хотел быть губернатором.
Коллеги из издания «Новый Калининград» настойчиво пытались выяснить, какой вуз закончил Зиничев, слали запросы во все инстанции, но ничего не вышло — это так и осталось тайной, и, возможно, никакого образования и нет вообще. Да и сам Зиничев — был ли он вообще, или это пелевинская голограмма, которую наконец-то сумели изобрести в реальности?
Формальная причина его отставки — семейные обстоятельства, и вот это как раз самое странное. Если семейные обстоятельства срочно вмешались, то, наверное, до того, как они вмешались, он строил какие-то планы на губернаторство, пытался работать, вел свою предвыборную кампанию, как это принято в России после назначения? Ничего этого не было. Он прятался два месяца и потом исчез. Все выглядит так, что он не хотел быть губернатором. В этом смысле он похож на тоже всеми забытого Алу Алханова — человека, который был президентом Чечни между Ахматом и Рамзаном Кадыровым, в то время как реальным хозяином республики был уже Рамзан, которому просто закон не позволял до тридцати лет возглавить Чечню. Преемник Зиничева Антон Алиханов (не Алханов, не путайте!) отпраздновал тридцатилетие за две недели до отставки Зиничева и до своего назначения, и политологи совершенно логично сейчас предполагают, что Зиничев просто держал место, дожидаясь, пока Алиханову не исполнится тридцать.
Путин напутствовал Алиханова почти теми же словами, которыми он совсем недавно говорил о своем будущем преемнике — «молодой и опытный». Может быть, он и есть этот преемник?
То есть здесь самое интересное — кто такой Алиханов. Он гораздо более публичен, чем Зиничев. В Калининград они приехали почти одновременно прошлым летом, но если Зиничев был засекреченным начальником местного УФСБ, то Алиханов за этот год успел всех очаровать и со всеми подружиться, и когда Зиничев назначил его областным премьером, все радовались — толковый парень, будет работать. Но о толковом парне известно не больше, чем о Зиничеве. Откуда он взялся, кто его родители, кто помог такой стремительной даже по меркам нашего феодализма карьере — это ведь первый в России глава региона, который был еще ребенком, когда к власти пришел Путин. Алиханову было четырнадцать лет в 2000 году.
Есть даже слух, что папа Алиханова — личный врач Путина. И еще некоторые заметили, что, назначая Алиханова, Путин напутствовал его почти теми же словами, которыми он совсем недавно говорил о своем будущем преемнике — «молодой и опытный». Может быть, Алиханов и есть этот преемник? Но стоит вспомнить, что преемниками сейчас называют многих, того же Алексея Дюмина, более удачливого, чем Зиничев, путинского охранника, возглавляющего сейчас Тульскую область. И чаще всего туманные намеки на преемничество маскируют какую-нибудь банальность и пустоту. Формулировка «Путин готовит преемника» звучит менее стыдно, чем «Путин подарил область знакомому мальчику».
Стать хорошим губернатором после Зиничева будет, конечно, не труднее, чем обыграть в футбол команду деревянных манекенов. В Калининграде уже многие воодушевлены назначением Алиханова — он выступает за открытость области Европе, за упрощенное пересечение границ, за мир и дружбу — это приятно диссонирует с привычным в наше время мракобесием и изоляционизмом. Иностранные советологи, которых я читаю в твиттере, называют Алиханова человеком «Вайно-поколения» и говорят, цитата, о «победе кудринизма» в Калининграде.
Можно ли представить молодого Алиханова провозвестником скорой либерализации? Да легко. Должен же когда-нибудь пройти нынешний военно-патриотический морок. Но что важно понимать — вот он пройдет, свобода нас встретит радостно у входа, и лидерами этой свободы будут, очевидно, как раз чиновники «Вайно-поколения» и примкнувший к ним Сергей Кириенко. Наверное, это будет лучше, чем сейчас, но почему-то мне кажется, что это будет по-своему омерзительно — до такой степени, что мы еще вспомним с нежностью нынешние времена максимальной ясности добра и зла.
Фото на превью: Алексей Абанин / Дождь