Чем хуже репутация, тем больше шансов на движение вперед и вверх

Колонка Олега Кашина об идеальном единороссе
23/09/2016 - 16:39 (по МСК) Олег Кашин

18 сентября в России прошел единый день голосования, россияне выбирали депутатов Государственной думы по партийным спискам и одномандатным округам, а также депутатов в органы местного самоуправления. Олег Кашин подвел свои итоги выборов, и размышляет, как молодого единоросса превратиться в лидера партии. 

Неприличная аббревиатура БИНХ (желающие могут погуглить или догадаться) когда-то была очень популярным мемом в политизированных социальных сетях. Герой этого мема — активист «Молодой гвардии» Владимир Бурматов отвечал у молодых единороссов за интернет, и эти времена старшее поколение блогеров помнит по, наверное, первому большому нашествию политических ботов, по скандальным спорам с участием Бурматова и по знаменитой истории с тушением лесных пожаров в Рязанской области, когда Бурматов и его партийный товарищ Руслан Гаттаров позировали на фоне, как многие считают, подожженных ими же самими лесов, а потом тушили пожар на фотографиях, с помощью фотошопа врисовывая свои фигуры в горящий лес.

В те времена челябинский тяжелоатлет Гаттаров был главной звездой «Молодой гвардии», сенатором, на него делал серьезную ставку Владислав Сурков, а Бурматов был таким младшим напарником Гаттарова, отвечавшим прежде всего за то, чтобы прославлять его в «Живом журнале». Это была по нашим меркам такая очень архаичная эпоха, у Медведева не было твиттера, а у Кадырова — инстаграма, государственной моды на социальные сети не было, и хотя «Живой журнал» уже был вполне обжит и освоен журналистами, активистами, писателями и прочими, людей от власти в нем практически не было. Сенатор Гаттаров и его оруженосец Бурматов делали в ЖЖ не только свои собственные первые шаги — это были первые шаги самой «Единой России».

Те времена давно прошли, Гаттарова в федеральной политике давно нет, он работает в правительстве Челябинской области и, кажется, ни на что большее давно не претендует, а Бурматов, наоборот, уже безо всяких напарников все эти годы двигался вверх. И такое ощущение, что как раз вот эта его одиозность, неприличный мем, скандал с лесными пожарами, скандал с диссертацией и прочие скандалы — все, что для обычного человека становится неудачами и провалами, для Бурматова почему-то стало таким топливом для социального лифта. Как в зазеркалье — чем хуже репутация, тем больше шансов на движение вперед и вверх. Должность председателя ЦИК «Единой России» — она вполне генеральская. Люди на таких должностях часто становятся мемами, а тут впервые на нашей памяти, наоборот, мем занял должность. Такой подпоручик Киже, подпоручик Бинх.

Можно, конечно, шутить на тему того, что вот говорил недавно Владимир Путин о своем преемнике как о молодом, но зрелом человеке, и вот вам пожалуйста, молодой и зрелый Бурматов. Нет, конечно, преемник из Бурматова не получился бы, а вот идеальный единоросс — это именно он. Человек, который последовательно на протяжении многих лет выставлял себя на посмешище, человек, выстраивавший себе именно такую репутацию, что его нельзя воспринимать всерьез, человек, которого тысячи людей в социальных сетях посылали по матушке, а он в ответ только шире улыбался и, как в анекдоте, возвращался загорелый и с магнитиками. И если такой человек, спустя всего несколько лет после своего прихода в политику, сделался вторым после Медведева лицом в партии власти — значит, именно такая политическая тактика сейчас в России и работает. И в этом Бурматов, как ни странно, похож на Дмитрия Медведева, и если у Бурматова получилось, то и у Медведева, может быть, тоже когда-нибудь получится снова стать президентом России и отомстить за все — и за мемы, и за шутки, и за репутацию. Отнеситесь к Бурматову как к маленькому Медведеву — в этом случае станет многое понятно о реальном устройстве российской власти. В конце концов, в зазеркалье тоже действуют свои законы и правила — они совсем не такие, как в нашей жизни, но они существуют. Бурматов же существует — значит, и правила есть.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции​

Другие выпуски