После побед сборной России в соцсетях началось активное обсуждение того, уместно ли радоваться футболу и чемпионату мира, если в России достаточно много экономических, политический и социальных проблем? Свой ответ дает Олег Кашин в новой колонке на Дожде.
«Москва встречает героя, а я его не встречаю», — писал умерший недавно Наум Коржавин в 1961 году, когда все радовались Гагарину, а Коржавин опасался, что внезапная слава испортит и погубит первого космонавта планеты. Разумеется, тогда и речи быть не могло о том, чтобы напечатать такие стихи в советском журнале. Но если бы это происходило в наше время, легко представить себе, что «антигагаринское» стихотворение читают вслух по телевизору и цитируют в «Комсомольской правде» с припиской, что, мол, смотрите, до какой глубины падения дошли некоторые наши поэты — Москва встречает героя, а этот негодяй его, видите ли, не встречает. И все остальные, включая, вероятно, самого Гагарина еще сильнее бы радовались небывалому празднику, который делается еще торжественнее как раз оттого, что некоторые, вероятно, несимпатичные люди заявляют о своей неготовности его праздновать.
Отечественная традиция диссидентского высказывания огромна, как огромна и традиция затыкания ртов — на протяжении буквально веков и власть в России, и несогласная с ней часть общества исходили из того, что существуют такие слова, само произнесение которых может поколебать устои или даже разрушить существующий порядок. Но с некоторых пор традиция сломалась — теперь именно самые радикальные высказывания с удовольствием тиражируются пропагандой. Рты не затыкают, а наоборот, подносят к ним мегафон — «пожалуйста, скажите еще раз, как вы ненавидите Россию и ее народ». Злые и бескомпромиссные слова почему-то теперь не расшатывают устои, а укрепляют их.
И это, конечно, спор о яйце или курице, что первично — то ли пропаганда поумнела и усовершенствовалась, то ли диссидентские высказывания стали менее опасными. Или, давайте не будем бояться конспирологии, оба пункта соединены между собой в какую-то общую конструкцию, в которой пропаганда поумнела настолько, что внедрила своих агентов в ряды критиков власти, и эти агенты пишут, что не радуются за российскую сборную по футболу или что Путин купил чемпионат. То есть если бы в 1961 году советская цензура или КГБ были так же умны и талантливы, как их нынешние последователи, они бы не запрещали стихи Коржавина про Гагарина, а наоборот, в каком-нибудь кафе к поэту подсел бы обаятельный незнакомец и сказал бы — слушай, а давай добавим еще пару четверостиший, ну, например, «Гори в аду Гагарин, ты никуда не летал, я тебя ненавижу». И это напечатали бы в «Правде» как показательный пример антисоветского отщепенчества, вся страна бы искренне возмущалась.
Я не хочу говорить, что вот это «как вы можете радоваться футболу, когда пенсии, Сенцов и пытки», — что это методичка и агенты власти. Но я бы хотел зафиксировать, что сегодня нет более выгодного для пропаганды направления антивластной мысли, когда футбол объявляется частью всего, что делает власть, и слово «наши» применительно к российской сборной приравнивается к слову «наши» применительно к оперативникам центра «Э», кремлевским чиновникам, военным, судьям и лично Путину. Люди, декларирующие свое несогласие с массовой радостью по поводу футбола, должны отдавать себе отчет в том, что они подыгрывают власти, которая традиционно нуждается именно в таких оппонентах — злобных карикатурных идиотах, на которых так удобно показывать пальцем.
Этой проблеме, — а это, безусловно, проблема, — уже много лет, мы сталкивались с ней, когда рождались мемы про анчоусов и про светлые лица, когда шли споры об уместности российских флагов на оппозиционных митингах, когда была сочинская Олимпиада и когда был Крым, и вот сейчас, когда футбол, то есть явление заведомо массовое и заведомо положительное, оказывается предметом тех же споров, эта проблема, вероятно, достигла своей пиковой точки. Предмет спора не в том, нужно ли радоваться футболу, а в том, нужно ли учитывать контекст высказывания, которое выгодно власти. Ну и напрашивается совет тем людям, которые пишут про радующееся быдло и про «Путин все купил» — будете в Кремле, не забудьте зайти в бухгалтерию, там по всей логике должна быть для вас какая-нибудь премия, которую вы, конечно, заслужили.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.