«Санкции без участия Европы довольно беззубы». Политолог Сэм Грин о том, ужесточатся ли санкции против России после катастрофы «Боинга»

19/07/2014 - 00:36 (по МСК)

На связи с Михаилом Фишманом политолог Сэм Грин, директор Института России при Лондонском королевском колледже, в прошлом сотрудник московского офиса Центра Карнеги.

Фишман: Есть ли сейчас план в этой ситуации в отношении России? Понятно ли там, что делать?

Грин: Нет, совершенно непонятно, и не было понятно, что делать, и до появления этого инцидента. Я думаю, что сейчас происходят самые сложные переговоры, во-первых, внутри правительств американских и европейских, и, во-вторых, уже между ними. Если мы видели сложные переговоры между европейцами по поводу экономических санкций, те разногласия, которые мы видим между ними и американцами по этому поводу, я не думаю, что, несмотря на всю остроту этой ситуации, мы должны ожидать какое-то сближение позиции между Европой и Америкой.

Фишман: А каким образом будет и уже реагирует общественное мнение мировое? Все-таки все немножко потеряли из виду Украину за это время, она как-то перестала быть центром внимания, и вот такая чудовищная катастрофа. Что люди думают?

Грин: Это правда. На Западе сейчас есть две темы из международных новостей и даже из местных – это ситуация вокруг сектора Газа и ситуация с этим рейсом и вокруг России с Украиной. Это вернуло эту тему на передовицы всех газет, на все телепередачи. Здесь двух общественных мнений нет, здесь все достаточно однозначно – все сходятся во мнении о том, что вина здесь лежит на стороне ополченцев и вместе с ними Москвой. При этом обсуждается, не ссылаясь на сведения, все ссылаются на источники в разведывательных кругах и так далее. В том, что в этом как-то виновата Россия и ополченцы, никто не сомневается среди обозревателей и обывателей здесь.

Фишман: Хочется понять, как эта ситуация может развиваться. Действительно все ссылаются на источники в разведке, рабочая версия заключается в том, что Россия, Москва поставила эти «Буки» сепаратистам и то ли технически содействовала, то ли технически не содействовала, это я цитирую CNN. Уже известно, что у миссии ОБСЕ сейчас проблемы в том, что касается расследования на месте события, они уже, кажется, не могут туда попасть. Кажется, что впереди еще много сложностей, и нет ощущения, что будет полная кооперация по поводу этого расследования. В этих условиях, когда люди настолько ошарашены, видимо, Белый дом будет вынужден что-то предпринять.

Грин: А что они могут предпринять? Если мы сейчас ведем словесные бои по поводу, кто виноват в крушении самолета, мы скоро начнем словесные перепалки по поводу, кто виноват в срыве расследования. Достаточно ясно, я думаю, что качественное расследование в этих условиях быть не может. Ясно, что Москва и ополченцы будут в этом винить украинцев и Запад, винить их в предвзятости. И ясно, что Запад и украинская сторона будут делать то же самое по поводу своих противников и по поводу Москвы. Поэтому докопаться до истины, я боюсь, в этой ситуации будет крайне сложно. Дальше ужесточить отношения с Россией США особо не может без поддержки европейской стороны, хотя могут быть всякие риторические слова по поводу ужасности всей этой ситуации. Я сильно сомневаюсь, что это подтолкнет европейцев перейти те барьеры, которые уже стояли на пути ужесточения экономических санкций. А ведь кроме экономических рычагов воздействия на Москву у Запада нет.

Фишман: Еще со вчерашнего вечера, если следить за тем, как эта ситуация обсуждается в Москве, то звучат две версии – или сейчас война закончится, потому что больше нельзя, это уже невозможно, или, наоборот, разгорится с новой силой, если она не может продолжаться в том же режиме, в каком она продолжалась до этой чудовищной катастрофы. Насколько вам это кажется логичным? Судя по тому, что вы говорите, будет все то же самое, но с новой риторикой.

Грин: Я думаю, что фундаментально это не меняет логику события, к сожалению, потому что с человеческой точки зрения хотелось бы, чтобы это было достаточно мощным фактом, чтобы всех остановить. Мне кажется, что в современных условиях удивить людей на этих уровнях, ошарашить как-то очень и очень сложно, люди достаточно циничные принимают решения и с той, и с другой стороны. С другой стороны, мы уже давно слышим некоторые слова и видим некоторые действия в сторону ухода российской стороны из передовых позиций в этом конфликте. Мы видим, что ополченцы отпущены на более свободное плавание, мы видим меньшую поддержку, в том числе, риторическую, со стороны российских официальных источников. Это может, конечно, ускорить этот процесс, хотя, мне кажется, процесс был запущен уже до трагедии.

Фишман: Америка будет ужесточать санкции в ближайшее время?

Грин: Америка уже объявила о новых санкциях.

Фишман: Но это было до.

Грин: Я думаю, что дальше настоящие только секторальные санкции или добавить еще пару банков в списки. Но опять-таки без участия европейской стороны это будет достаточно беззубо. 

Другие выпуски