Главный санитарный врач или Верховный жрец?
Свиной грипп – реальная, тяжелая и очень опасная болезнь. И пока главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко принудительно мерил – по крайней мере, пытался мерить – температуру прилетающим из-за границы туристам, люди, включая этих самых туристов, приходили к выводу, что свиной грипп – это заговор фармкомпаний, прессы, ну и того же Онищенко. А что им – почему им? – всем нам было еще думать, когда чиновник, про которого все знают, что он по указанию сверху найдет любую бациллу в любых продуктах, вдруг нам втирает про эпидемию?
У интересов родины, как мы знаем, есть три измерения: внешняя безопасность – удел дипломатов, внутренняя – за ней следят полиция и спецслужбы, и забота врача – физическое здоровье. Чтобы совмещать несовместимое, необходимо особое устройство головы, зато можно достигнуть удивительного эффекта.
Кто-то это придумал или оно само совместилось в одном конкретном чиновнике? Что это было: спланированное решение или случайный порыв? Так или иначе, в России появился универсальный солдат – а точнее, универсальный социальный чиновник, в любой момент готовый выписать всей стране слабительное одновременно со снотворным – а также, при необходимости, вместе со штрафами и арестами.
Не митингуйте на Болотной площади, потому что там вороны разносят инфекцию, проникшую в Россию через эстонские плавленые сырки – это чисто российское ноу-хау. Такого больше нет нигде. Говорят, – это теперь общее место, – что с уходом Онищенко ушла эпоха, но что под этим понимать? Что ушел прикольный и циничный чиновник с дорогими часами на руке и холодным взглядом, который за словом в карман не лезет?
Уходит больше, чем чиновник. Уходит Геннадий-не-кричи-шпроты-Онищенко, про которого никому и в голову не придет, что он будет всерьез бороться со свиным гриппом. Главный санитарный врач, про которого все знают, что все его слова и действия – уловки и ходы в какой-то мутной игре и уж точно не то, чем они формально являются. Нехитрый вопрос: так вообще можно жить и быть, например, здоровым? Вспомните про карго-культ у народов Полинезии, которые делали из соломы самолеты, чтобы на них с неба снова упали эти западные товары.
Представьте себе обратное: как реальные товары и самолеты превращаются в носителей зла и погибели – как на государственном, так и на чисто физическом уровне, благо, как и в Полинезии, они в России неразделимы. Разница заключается в том, что, в отличие от Полинезии, нашему жрецу никто никогда не поверит.