За Навального теперь голосовать нельзя, но можно

16/10/2013 - 15:15 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева
Поддержать ДО ДЬ
После вердикта кировского областного суда, вопросов о будущем Алексея Навального меньше не стало. При каких обстоятельствах условный срок может стать реальным? Когда и как главный оппозиционер страны и бывший кандидат в мэры Москвы снова сможет участвовать в выборах?

Не коснётся ли его амнистия, проект которой совет по правам человека уже передал в администрацию президента? Ответы на эти вопросы искала наша коллега Маргарита Журавлёва.

Журавлева: Формально, сегодня мера пресечения в виде подписки о невыезде по делу «Кировлеса» отменена, но остается другая, то есть Навальный по прежнему не может уезжать из Москвы, где он прописан. Судья Прытков сегодня подчеркнул, что ему нужно будет два раза в месяц отмечаться в специальном госоргане, и нельзя будет менять место жительства бед уведомления. Нарушение этих условий может стать основанием для изменения условного срока на реальный. Но это не все, согласно уголовному кодексу, если Навальный будет систематически нарушать общественный порядок, за что будет привлекаться к административной ответственности, то его тоже можно оправить в колонию.
Систематически значит в течение одного года два раза и больше. То есть достаточно, например, два раза получить штраф за несогласованную акцию.
Что касается возможности Навального баллотироваться, например, в Мосгордуму в следующем году – Леонид Волков, который был главной его предвыборного штаба в мэрскую кампанию, заявил «Интерфаксу» участие Навального невозможно. Но юристы, с которыми мы консультировались, говорят, что если все нужные факторы сойдутся, то это реально. С оппозиционера должна быть снята судимость – это произойдет, если его коснется амнистия, запланированная на декабрь этого года. Это реально, потому что судимость у него первая, преступление ненасильственное. Но до того как ее примет Госдума, текст можно еще много раз переписывать.

Если же у Навального остается судимость – 5 лет условно с пятью годами испытательного срока, то баллотироваться он может только через 8 лет, такую поправку приняли эти летом. Ну то есть, конечно, приняли ее не в отношении оппозиционера, а просто изменил срок погашения судимости по тяжким статьям с шести до 8 лет. Если осужденный вел себя безупречно, то по его ходатайству – в нашем случае после пяти лет – суд может погасить судимость досрочно. Причем все эти детали не были важны буквально до прошлой недели. 10 октября Конституционный суд отменил запрет баллотироваться для осужденных по тяжким и особо тяжким статьям.  Но для того, чтобы точно понимать, как это решение работает, нужны еще уточнения, говорит бывшая судья конституционного суда Тамара Морщакова.

Тамара Морщакова, экс-судья Конституционного суд РФ: Из него вытекает, что, простите, «пожизненного» лишения каких-то избирательных прав законодатель наш не может себе позволить. А в остальном, конечно, речь идет о том, что законодатель должен как-то оформить нормативно такую позицию, при которой должны действовать определенные ограничительные сроки для ограничения избирательных прав. Прямое действие постановления Конституционного суда я тоже считаю вполне допустимым, принимать сроки лишения избирательных прав как неограниченные после этого постановления уже нельзя.

Теперь Госдума должна отразить это решение в законе. Дмитрий Вяткин, член Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, ограничение пассивного избирательного права – то есть возможности быть избранным – будет сохранено вне всякого сомнения.

Дмитрий Вяткин, депутат Госдумы: Единственное, что Госдума сделает во исполнение постановления Конституционного суда, - установит сроки, в течение которых это ограничение будет действовать. Это ограничение может превышать срок судимости. Мы установим процессуальные гарантии таких лиц, которые были осуждены. 

По словам Вяткина, соответствующие изменения в закон будут внесены ближе к весне. То есть про пожизненное лишение права избираться все понятно – оно отменено, но как дальше будет прописаны правила пока не понятно.

Дело «Кировлеса» – не единственное, по которому обвинялся Навальный, есть дело «Ив Роше», дело СПС. В законе нет запрета дать условный срок тому, кто уже осужден условно. Получается, что ближайшее событие, которое может повлиять на Алексея Навального – это принятие амнистии. Вот что по этому поводу думает глава Адвокатской палаты Москвы Генри Резник.

Генри Резник, адвокат: Дело за немногим – срочно амнистировать феминисток, «болотников» и подвести черту под использование Уголовного кодекса в качестве инструмента управления страной. 

В обещем, важно быть аккуратным на массовых акциях.

Другие выпуски