Выгнать из офиса, лишить регистрации, признать иностранным агентом

Как в России борются с правозащитниками, и за что выселили Amnesty International
03/11/2016 - 01:06 (по МСК) Алексей Александров
Поддержать ДО ДЬ

Офис Международной правозащитной организации Amnesty International в Москве минувшей ночью взломали и опечатали. Сделано это было Департаментом городского имущества Москвы. В офисе, который арендовали правозащитники, без предупреждения сменили замки и отключили электричество. Теперь у организации есть две недели на то, чтобы вывести имущество из бывшего офиса. Это уже не первый случай выселения НКО из офисов. Как в России мешают работе международных правозащитных организаций, рассказал Алексей Александров.​

2 ноября московские власти выселили обладателя Нобелевской премии мира. Amnesty International получила награду в 1977 году. Организация занимается защитой прав человека. Но статус Нобелевского лауреата тем не менее не стал барьером для мэрии Москвы, чтобы взломать, а потом сменить замки в офисе организации.

Сергей Никитин, директор представительства Amnesty International в России

На двери следы насильственного проникновения, и вся дверь обклеена бумажками. Очевидно её отжимали ломом, замки были выбиты оттуда, вставлены новые замки, и на двери висели несколько бумажек, на которых было написано: „По всем вопросам обращайтесь...“,  — и дан телефон правительства Москвы. Еще был стикер, говорящий о том, что там установлена система аларма, чтобы предотвратить попытки вскрытия. Нам непонятно, что произошло, и по какой причине. 

 

Адрес, где находится офис, Amnesty International не называет, опасаясь провокаций. По этой же причине правозащитники не приглашают его снимать. Следы взлома видны на фотографиях, которые сделали сами сотрудники организации.

Правозащитникам сегодня так и не удалось дозвониться до Департамента городского имущества Москвы, официально им никто о выселении не сообщил.

Зато Департамент ответил журналистам. В релизе, полученном Дождем, Amnesty International названа «недобросовестным арендатором», который не платил за аренду.

Пресс-служба Департамента городского имущества Москвы:

В связи с существенными нарушениями условий по оплате аренды в адрес организации была направлена претензия с уведомлением о необходимости погасить задолженность в течение месяца. Данная претензия недобросовестным арендатором была проигнорирована.

В самой организации обвинения в неуплате арендной платы опровергают. Договор аренды, который формально истек ещё в 2008 году, автоматически продлевался ежемесячно при условии оплаты. Расторгнуть его мэрия могла, за месяц предупредив арендатора. В Amnesty говорят, что никаких уведомлений не получали.

К слову, Amnesty International уже не первая организация, которую выселяет Департамент имущества Москвы. В феврале этого года одного из своих помещений лишился комитет «Гражданское содействие». Комитет занимается защитой беженцев и вынужденных переселенцев. В офисе возле метро Новослободская у организации был центр адаптации детей беженцев. Получить это помещение помог Дмитрий Медведев. Договор аренды у «Гражданского содействия» был таким же, как и у Amnesty International, — бессрочным, но с правом разорвать его с предупреждением за месяц. В феврале Департамент имущества действовал точно так же, как и сегодня — ночью сменили замки и поставили сигнализацию.

Светлана Ганнушкина, председатель комитета «Гражданское содействие»

Мы пришли туда и обнаружили, что помещение опечатано, и там бумажка со всякого рода угрозами, что будет, если мы туда войдем. Не объясняли ничем. Хотим, имеем право и забираем. Наше. Вот и все. Это наше.

Правда, «Гражданское содействие» мэрия все же предупреждала за месяц. Кроме выселения, в России есть еще один метод борьбы с международными НКО — это лишение регистрации.

В 2014 году работу в России прекратила Международная кризисная группа — организация, которая по всему миру занимается наблюдением за вооруженными конфликтами. В Москве у организации был офис, который отвечал за мониторинг ситуации на Северном Кавказе. Минюст решил, что организация превысила полномочия, заявленные при регистрации, и предложила Кризисной группе сменить тип регистрации. Но на все попытки заново зарегистрироваться Кризисная группа получила отказ.

Екатерина Сокирянская, руководитель российского представительства Международной кризисной группы:

Мы это делали три раза — каждый раз там поначалу были чисто технические какие-то ошибки, которые у нас находили. Мы их отправляли, подавали снова. И в конце мы получили уже содержательный ответ, согласно которому, одна из наших задач — это влияние на формирование государственной политики, что может противоречить конституции Российской Федерации

Кстати, в России есть еще три способа помешать работе некоммерческих организаций. Первый — это реестр НКО — иностранных агентов. Организацию в него вносят за формальное влияние на государственную политику и иностранное финансирование.

Сейчас в списке 147 организаций. Среди них и Комитет против пыток, и общество «Мемориал», экологические организации и те, кто занимается профилактикой ВИЧ. Как минимум 24 организации, внесенные в реестр «иностранных агентов» — были вынуждены просто прекратить работу.

Другой способ закрыть НКО — это признать её экстремистской. В этом списке Минюста 51 организация. А еще есть список «нежелательных организаций». В этом списке Минюста 7 международных организаций таких, как Фонд Сороса.

За любое сотрудничество с организациями из последних двух списков в России можно просто сесть в тюрьму.

Фото: Кристина Кормилицына/Коммерсантъ

Другие выпуски