7 июня в широкий прокат выходит фильм Кирилла Серебренникова «Лето». По понятным причинам, к нему приковано внимание журналистов и зрителей — «Лето» с восторгом встретили в Каннах, а сам режиссер по-прежнему находится под домашним арестом. Фильм ждут так, как давно не ждали русское кино, еще и потому, что рассказывает он о знакомстве Виктора Цоя и Майка Науменко — их еще при жизни называли легендами. После того, как ныне живущих рокеров начала 80-ых ознакомили со сценарием, многие из них возмутились: «Это не мы, мы так не жили». А что же теперь, когда есть не только сценарий, но и готова картина? Наш петербургский корреспондент Евгения Зобнина сводила ветеранов русского рока на фильм об их юности.
Премьеру «Лета» в Петербурге ждали с волнением. Ленинград – место жизни главных героев Майка Науменко и Виктора Цоя. Их друзья и соратники, которые помнят рок-клуб 80-х, переживали за достоверность. Но атмосфера взяла свое.
Музыкант, композитор, участник группы «Странные игры» Виктор Сологуб: Внешние несостыковки как бы для меня ничего не значат, потому что самое главное, что атмосфера передана, и так же мы отдыхали, и так же ездили на залив, и так же залезали в окна этого рок-клуба.
Второй президент Ленинградского рок-клуба Николай Михайлов: Я не разочаровался. Это неизбежно, это кусок моей молодости. Конечно, разбирать фильм по полочкам, то можно страниц 15 набрать несоответствий, «ля-ля-ля-ля», но это некая романтика той эпохи, которая действительно присутствовала, и, по-моему, достаточно хорошо передана в этом фильме.
До выхода фильма на него сыпалась критика. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков, прочитав первую версию сценария, назвал кино «ложью от начала и конца». Гитарист «Кино» Алексей Рыбин заявил, что «это история про каких-то мудаковатых студентов-мажоров». Резче всех был Андрей Тропилло — это в его студии в те годы записывались и Гребенщиков, и Майк, и сам Цой.
Читал сценарий и Игорь «Иша» Петровский, художник и соавтор песен «Зоопарка».
Художник и соавтор песен «Зоопарка» Игорь «Иша» Петровский: То, что мне в сценарии казалось явно вылезающими недочетами, которые должны были бросаться в глаза, здесь вот я смотрю… Во-первых, после переработки сценария все это во многом исчезло, но даже то, что осталось и возмущало меня, оно так и осталось, и, тем не менее, оно как-то все пропадает, когда смотришь фильм — он действительно захватывает, это все так увлекает.
Секретарь ленинградского рок-клуба Ольга Слободская пошла на фильм второй раз.
Секретарь, администратор Ленинградского рок-клуба Ольга Слободская: Это был наш воздух, вот так мы жили, вот так мы дышали, мы были именно такими: молодыми, красивыми, свободными, внутренне свободными людьми. Переврать какие-то, не знаю, исторические факты — их там по большому счету в общем-то и нет, чтобы что-то переврать. Это фильм-атмосфера, еще раз повторюсь — фильм-воздух, очень бережно сделан к героям и к музыке.
Пока лениградские мэтры курили и спорили во дворике кинотеатра, музыкант, в прошлом виолончелист «Аквариума» Сева Гаккель работал дома. Кино он смотреть пока не собирается. Может быть, глянет одним глазом перед сном. Но фильм от критики защищает.
Сева Гаккель, музыкант, участник группы «Аквариум»: Кирилл Серебренников имеет полное право распорядиться нашей историей и историей этих двух людей совершенно по своему разумению. Это художественный вымысел, на который имеет право каждый человек, который не был этому свидетелем. Пока мы, еще в нас теплится жизнь, мы будем брюзжать и не соглашаться, что все было не так, не так. А как надо было? Вы можете сделать что-нибудь, чтобы режиссер Серебренников сделал это так, как это помните вы? Это невозможно.
Критики и поклонники «Лета» сходятся в одном — самого режиссера надо немедленно освободить. У Серебренникова вторая премьера под арестом, и фильмов о свободе больше может не быть.