28 марта стало известно о существовании еще одной частной военной компании. Ее название — «Вега». Эту ЧВК создали на Украине, а работает она в Сирии, выяснили журналисты из Conflict Intelligence Team. По данным CIT, «Вега» работает на Украине, в России, Великобритании, Германии и Таиланде. В России у компании есть два представительства — так что можно сказать, что это российско-украинская частная военная компания. Подробнее о расследовании рассказал Руслан Левиев, основатель Conflict Intelligence Team.
Руслан, можно ли действительно сказать, что это российско-украинская частная военная компания?
Мы прямо об этом говорим, и когда мы это говорим, мы имеем в виду не то, что она была создана под руководством каких-то государственных ведомств Украины или России, мы имеем в виду то, что основатели этой частной военной компании являются гражданами Украины. Мы собственно, с обоими, по крайней мере, попытались поговорить, один с нами пообщался полноценно и подтвердил всю нашу информацию. А почему еще при этом она и российская, потому что, насколько мы знаем, примерно с 2013 года она перебазировалась из Украины в Россию, и сейчас она действует в Сирии, скажем так, с ведома России, позиционируется более такая как российская ЧВК.
А расскажите чуть подробнее о людях, которые эту ЧВК основали? И вот интересны мотивы одного из них, кто подробно, в общем, согласился вам рассказать о ней.
Эту частную военную компанию основали двое граждан Украины, их зовут Анатолий Смолин и Андрей Кебкало. Их идея была в том, чтобы представить на таком международном рынке частных военных компаний первую украинскую ЧВК, и это была основная идея создания этой организации.
Анатолий Смолин по профессии, скажем так, по образованию, он служил в ВМФ, в подводных диверсионных силах, то есть такой морской спецназ украинский, у него есть соответствующий опыт, и поэтому первые заказы ЧВК «Вега» относились к охране морских судов. Они подписывали, в том числе, международные такие соглашения частных военных компаний об этике поведения,о том, как ЧВК работать, где они описывали, что они украинская ЧВК, которая была создана выходцами из украинских военных структур и спецслужб, и они занимаются охраной морских судов.
Примерно в 2012 году, со слов Андрея Кебкало, это второй основатель ЧВК «Вега», они разошлись во взглядах с Анатолием Смолиным, который нынешний директор этой ЧВК, во взглядах на то, как нужно управлять бизнесом, как этим всем заниматься, и с тех пор ЧВК «Вега» стала только под управлением только Анатолия Смолина, который перебазировался в Россию. Андрей Кебкало, бывший сооснователь ЧВК «Вега», основал другую ЧВК, тоже украинскую, которая называется Omega Consulting Group, и она действующая, она работает, она сотрудничает с украинскими военными и украинскими спецслужбами. А Анатолий Смолин, насколько (нрзб.) переехал в Россию, и деятельность ЧВК «Вега» ведется из России в основном.
Сейчас мы видим их основное поле деятельности, именно ЧВК «Вега», именно в Сирии, они обучают группировку «Лива аль-Кудс», такая проасадовская группировка палестинских боевиков. Эта группировка очень активно взаимодействует с российским Минобороны, они участвовали практически во всех главных военных сражениях в Сирии. Мы видели много фотографий и видеоматериалов, где лидеры группировки «Лива аль-Кудс» встречаются с российскими генералами, полковниками либо на российской авиабазе Хмеймим, либо наоборот, российские военачальники приезжали на базу к «Лива аль-Кудс», то есть, есть такое очень плотное налаженное партнерство между группировкой «Лива аль-Кудс» и российскими военными. И при этом эту группировку одновременно обучает ЧВК «Вега».
Также мы видели фото и видеоматериалы, где наемники, то есть специалисты ЧВК «Вега» охраняют международную выставку в Сирии, которая проходила в Хмеймиме, там представлялись различные товары. Это из этого, что мы знаемо такой, скажем так, околовоенной деятельности ЧВК «Вега», на данный момент. Есть еще ряд связанных с ЧВК «Вега» компаний, таких как корпус безопасности «Легат», который зарегистрирован в Москве, они занимаются обычной охранной деятельностью, то есть они нанимают охранников для охраны различных объектов, сопровождения людей и так далее, то есть это обычный ЧОП. Плюс мы знаем о партнерах в Германии, Великобритании, ЧВК «Вега», которые оказывают услуги по охране, и мы знаем о представителе в Таиланде Александре Внученко, который тоже является как бы таким представителем ЧВК «Вега».
Руслан, у меня последний вопрос. Является ли эта частная военная компания конкурирующей другим частным военным компаниям, о которых мы знаем, в том числе ЧВК «Вагнер» в Сирии?
Мы в своем материале постарались донести мысль, что как раз-таки ЧВК «Вега» — это первая полноценная классическая частная военная компания, в том понимании смысла слова, в котором это имеется в виду на Западе. То есть эта компания не участвует в войсковых фронтовых операциях, они не убивают людей, не участвуют в штурмах городов, не воюют с террористами. Все, чем они занимаются, это обучение и охрана, именно этими должны заниматься частные военные компании, такие как Black Water, Black Water как раз именно этим и занимается.
«Группа Вагнера» на самом деле никогда не являлась частной военной компанией, и называть ее частной военной компанией, «Группу Вагнера» формально некорректно, это скорее частная армия, поскольку они, «Группа Вагнера», в отличие от настоящих ЧВК, участвуют в войсковых операциях, штурмуют города, они участвуют в сражениях, у них есть танки, артиллерия, то есть это признаки полноценной армии. А вот ЧВК «Вега» как первая полноценная, скажем так, правильная частная военная компания, и в этом плане сложно сказать о конкурировании, это сильно разные вещи.
Спасибо вам большое.
Фото: Николай Хижняк / Коммерсантъ