Сирийские военные взяли Пальмиру. Почему это важно?
Сирийские войска продолжат операции против джихадистов «Исламского государства» — террористической организации, запрещенной в России (Верховным судом РФ). В Дамаске отметили, что рассчитывают на продолжение борьбы против террористов при поддержке сирийской и российской боевой авиации.
Ранее в воскресенье сирийские официальные СМИ сообщили, что правительственные войска полностью изгнали террористов из города Пальмира. Освобождение древнего города делит фронт ИГИЛ пополам, обеспечивает контроль над дорогами (в том числе на Ирак), по которым боевики получали боеприпасы и материально-технические средства.
Мнения о том, насколько стратегически важно взятие города Пальмира, разделились. Депутат Госдумы от фракции ЛДПР Максим Шингаркин назвал освобождение Пальмиры от террористов коренным переломом в войне — «сирийским Сталинградом». Бывший командующий ВДВ генерал полковник в отставке Георгий Шпак заявил «Интерфаксу», что взятие Пальмиры — это серьезный успех, но еще не перелом в войне.
Почему освобождение сирийского города Пальмира так широко обсуждается? Евгения Воскобойникова обсудила эту тему с военным экспертом Павлом Фельгенгауэром.
Павел, добрый день.
Добрый день.
Павел, насколько стратегически важно вот это освобождение, как долго его ждали?
Ну, я скорее соглашусь с генералом Шпаком, что это важно, но там никакого Сталинграда особенно пока не просматривается. Важно прежде всего политически, потому что в данном случае Россия и ее союзники, иранцы и различные проиранские шиитские иностранные боевики, ополченцы из Ливана, из Ирака, даже Афганистана, миссия проправительственные сирийские силы, они все воевали именно с ДАИШ, запрещенным в России (Верховный суд России признал организацию террористической, ее деятельность на территории России запрещена), не с сирийской оппозицией. И поэтому эта операция была поддержана фактически всем мировым сообществом. И никто не пенял, что вот там перемирие, или что бомбит Россия дальше, а вот именно такого исхода от России, от российского вмешательства и ждали, что она займется всерьез ДАИШ. И сейчас это произошло. А сама по себе Пальмира, она, конечно, достаточно важна, ее падение в мае прошлого года был серьезный удар по режиму Асада. В районе Пальмиры есть нефтяные поля, это были последние нефтяные поля в Сирии, которые контролировало правительство Асада. Теперь они вернулись назад, хотя наверняка они в нерабочем состоянии, но лучше их все-таки иметь, может быть, удастся там наладить нефтедобычу, хоть какие-то доходы будут у правительства в Дамаске.
Павел, ну а как вы считаете, действительно ли освобождение этого древнего города произошло все-таки благодаря усилиям российской армии? Кто вообще участвовал в этой операции, в том числе?
Нет, туда собрали всех. Поскольку такой хорошей пехоты, способной на штурмовые действия, у правительства Асада почти нет, мало очень, то собрали всех, кого можно, в том числе и «Хезболлу», и ополчение, наемников, по сути, боевиков из Ирака, много кого. То есть сняли со всех фронтов, из Ватаки, раньше они воевали в районе Алеппо, отовсюду отозвали, там сейчас перемирие. И все силы бросили на Ракку. Потери довольно большие, с той и с другой стороны. Решающее действие российской авиации очевидно, в том числе использовались и такие достаточно серьезные боеприпасы, так называемые вакуумные боеприпасы, термобарические. Там был замечены недавно поставленные в Сирию тяжелые огнеметы «Солнцепек», против них устоять достаточно сложно, то есть в подвалах не отсидишься. Как раньше было в сирийской гражданской войне, когда взять какой-нибудь город, на это уходило много недель, даже месяцев, потому что каждый дом превращен в крепость. Но здесь это не очень работает, термобарические снаряды, из подвалов людей тоже убивают. Именно поэтому, очевидно, и было принято решение боевиками ДАИШ, запрещенной в России, конечно, уйти из Пальмиры, оставив там несколько человек, по-видимому, самоубийц, которые будут прикрывать отход.
Павел, сейчас боевики покинули город. Насколько сложно теперь будет удержать свои позиции?
Ну в общем, довольно сложно, потому что туда собрали все боеспособные силы со всей Сирии, они понесли потери, в общем, речь идет о сотнях убитых и еще больше раненых, и потом они оттуда уйдут. И там останутся какие-то проправительственные сирийские силы, очевидно, которые сдали практически без борьбы ту же Пальмиру в мае прошлого года. Это такой оазис в середине пустыни, к которому легко подойти и который легко окружить, и где можно проводить различные рейды. С другой стороны, конечно, ДАИШ находится под давлением со всех фронтов, и в Ираке, и в Сирии, американцы наносят очень эффективные удары с помощью, по-видимому, беспилотников, а может быть, и пилотируемой авиации, убивают одного за другим руководителей. У них, у ДАИШ, очевидно, проблемы вообще с управлением и с координацией, ну и с деньгами тоже у них стало похуже, так что они находятся везде под давлением, и очевидно, бороться за Пальмиру, они в конечном итоге решили, что незачем, когда под ударом находятся более важные вещи, вроде Масула. А то, что там действительно перекресток дорог, что по этим дорогам дальше пойдут те войска, которые взяли Пальмиру, на Ракку или на Дейр-эз-Зор, это около уже иракской границы, я в этом очень сомневаюсь, вряд ли они пойдут так глубоко в территорию ДАИШ, потому что можно попасть в ловушку.
Павел, а значит ли это, что российские войска слишком рано были выведены из Сирии, если после вывода войск пошли такие значимые победы?
Да нет, они не были выведены, это было такое пропагандистское заявление, которое реальности не соответствовало в действительности, там выведено если процентов 10 только, собственно, по личному составу. Значительная часть ударной авиации была отведена, не вся конечно. Поскольку фронт работы сократился, то держать там самолеты было в принципе не очень разумно. То есть это было разумное военно-тактическое решение, уменьшить ударную группировку, отправить летчиков, механиков, которые обслуживали самолеты, да и сами самолеты в Россию, чтобы, что называется, пилоты отдохнули, а самолеты нуждались в техническом обслуживании и ремонте, они серьезно в этом нуждались. Поскольку столько не нужно, так и заявил Президент Путин, что столько там не нужно. А сколько осталось? Достаточно для проведения таких операций, как и в Пальмире, если нужно, то группировка снова может быть усилена до прежних степеней буквально за несколько часов, поскольку вся основа осталась, основные силы реальные в Сирии остались и продолжают там воевать. И несут, к сожалению, потери.
Фото: АР