«Это может растянуться на несколько лет»: как будет содержаться якутский шаман Александр Габышев на принудительном лечении

26/07/2021 - 18:46 (по МСК) Тихон Дзядко

Якутский городской суд назначил принудительные меры медицинского характера шаману Александру Габышеву. Такого решения требовал прокурор. В 2019 году якутский шаман отправился пешком в Москву «изгонять Владимира Путина», но был задержан и помещен в психоневрологических диспансер. С тех пор его успели выпустить, и тогда он вновь собрался в поход. Недавно дом Габышева был взят штурмом десятком бойцов ОМОНа. Защитник Габышева Алексей Прянишников рассказал Дождю, что сейчас шаман находится «на интенсивном наблюдении».

«Это специализированное лечебное учреждение, не совсем психиатрическая больница — то есть да, это она, но более жесткие условия. Там жестко ограничено передвижение. Мы знаем, например, как перемещаются приговоренные к пожизненному заключению: ограничивающие движение спецсредства — цепи, наручники и так далее. Здесь функцию этих цепей и кандалов будут выполнять нейролептики в больших дозах, которые назначаются, как правило, вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, вне зависимости от его состояния здоровья. Цель — подавить двигательную активность, подавить мышление», — рассказал Прянишников. 

Президент Независимой психиатрической ассоциации России Юрий Савенко рассказал, что члены ассоциации посещали Якутск в октябре 2019 года. Тогда они провели независимое психолого-психиатрическое освидетельствование Габышева. Савенко подчеркнул, что его диагноз не предполагает принудительного лечения, тем более столь жестких условий содержания. Он также рассказал, что врачи отделения общего типа Якутского республиканского диспансера 26 июля собирались провести выписную комиссию, поскольку Габышев уже пробыл в ПНД полгода, и, по мнению врачей, мог быть отпущен. «А в это время, на опережение, судебно-психиатрическое отделение распорядилось, опираясь на постановление суда, направить его на самое жестокое лечение», — рассказал Савенко.  

По его словам, отличие учреждений такого типа не только в жестких условиях содержания, но и в длительности пребывания пациентов в них, которое может растянуться на несколько лет. Кроме того, выписка из подобных учреждений идет поэтапно через несколько отделений: интенсивного наблюдения, затем общего типа, и, наконец, амбулаторного. «Это способ, действительно, в чистом виде карательной психиатрии по политическому делу», — подчеркнул Савенко. Он, как и Прянишников, отметил, что в подобных отделениях применяются тяжелые нейролептики, «назначаемые неадекватно даже выставленному диагнозу». «Если это реально выполняется послушными врачами — которых трудно назвать врачами — это приводит человека к тому, что в просторечии называется „овощем“. Это пассивность, бездейственность, аспонтанность», — сообщил собеседник Дождя.

Фото: @valya_de / Twitter

Другие выпуски