Российские города и села смогут занимать деньги у иностранцев
Иностранцев пустят к российским долгам. С завтрашнего дня инвесторы по всему миру получат возможность напрямую торговать российскими долговыми бумагами – это один из первых реальных шагов на пути создания международного финансового центра в Москве. Кто купит российские долги – гадал наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.
Во-первых, это сулит мощный приток иностранных денег на российский рынок. По словам главы банка Euroclear, в общей сложности речь идет о примерно 20 млрд. долларов. С одной стороны, для глобальных финансов это сумма небольшая, но с другой, 20 млрд. – пятая часть от всего ОФЗ, находящихся сегодня в обращении. Российский фондовый рынок, в первую очередь, рынок акций сегодня находится в очень плачевном состоянии. За весь минувший год индекс ММВБ почти не сдвинулся с места, в то время как западные индикаторы показали неплохой рост. Объемы торгов при этом у нас в России падают невероятными темпами. Приток десятков миллиардов долларов, пусть и на рынок облигаций, а не акций, значительно оживит ситуацию на российском рынке. В принципе, это уже произошло. Приход Euroclear ждали так давно, и откладывался он так часто, что в ожидании прихода иностранцев и повышении спроса российские спекулянты и так уже неплохо подогрели этот рынок. В значительной степени это стало причиной укрепления российской валюты: за последние три месяца курс доллара с почти 32 рублей упал ниже 30. Главное преимущество получают не ОФЗ, а бумаги нижнего эшелона.
Николай Каторжнов, исполнительный директор «Открытие Капитал»: На самом деле ОФЗ не столько интересно, мне кажется. Более интересны будут субфедеральные и муниципальные бумаги, потому что доходность в них интереснее, существенно выше. Федеральные бумаги – это долг регионов, муниципальные – долг городов. В целом кредитная история регионов очень хорошая: в кризис они не дефолтили по облигациям никогда. При этом доходность по ней существенно выше, чем по суверенным бумагам. Ликвидность в них меньше, интерес к ним традиционно был не очень высокий. Для этих бумаг сейчас сразу две хорошие новости: во-первых, они появляются на карте международных инвесторов. Во-вторых, российская регуляция для банков изменяется таким образом, что банкам становится выгоднее инвестировать в субфедеральные облигации.
Если говорить о российской экономике в целом, то положительный эффект, который должны будет ощутить вся экономика – снижение стоимости заимствования. Сейчас ставка для долгосрочных бумаг, выпущенных на внутреннем рынке, выше 6% годовых, что немало, учитывая, что ежегодно Минфин занимает внутри страны более 1 трлн. рублей. Российские власти очень надеются на то, что повышение спроса за счет иностранцев позволит эту ставку снизить.
Михаил Матовников, гендиректор Центра экономического анализа «Интерфакса»: Безусловно, это и есть главная идея всего этого дела – снизить заимствование для РФ, хотя бы сделать, чтобы это были рублевые заимствования, с которым не связан валютный риск, какие-то юридические риски, когда они выпускаются по иностранному праву. Это, безусловно, должен быть стратегический приоритет – привлечение иностранных инвесторов в российские рублевые облигации формирования значимого рынка рублевого долга, который можно было бы инвестировать квазирезервные активы.
Валютный риск, от которого стремится убежать Минфин, - главный для иностранных инвесторов, которые будут вкладывать в российские внутренние долговые бумаги, и как известно, курс российского рубля зависит главным образом от двух вещей: от цен на нефть и кредитно-денежной политики Центрального банка. Если с ценой на нефть пока все нормально, каких-то резких скачков там не ожидается, то с политикой ЦБ все не так определенно: в марте поменяется глава банка России, а вслед за этим могут раскачать банк на понижение ставки, чего так требует, например, многие российские олигархи.