Пытки в колонии: шесть задержанных, ФСИН винит заключенного. Что дальше?
Неожиданный поворот в деле об избиениях в ярославской колонии: местное отделение Следственного комитета сегодня сообщило о задержании шестерых сотрудников этого учреждения, которые пытали заключенного Евгения Макарова. Имен задержанных в ведомстве не назвал. Зато в СК признали: ФСИНовцы действовали умышленно и явно превышая полномочия. Теперь им самим предстоит отправиться под стражу. А вот адвокат Ирина Бирюкова, передавшая в СМИ видео пыток, отправилась за границу — из-за угроз в свой адрес. Ближе к вечеру 23 июля в ФСИН заявили, что Макаров сам пытался спровоцировать сотрудников колонии. Тимофей Рожанский рассказал, как развивается дело о насилии в ярославской колонии.
Били посменно, пока не устанут руки. Стол, дубинки и ведро с водой. Ничего лишнего. В тесноватую пыточную камеру исправительной колонии номер один Ярославля набились 17 надзирателей.
Имя оператора видео неизвестно, но возможно именно благодаря этому человеку общественность получила неопровержимые доказательства: в колонии пытают заключенных. И по их показаниям, это вполне будничный случай.
Анна Каретникова, сотрудник московского управления ФСИН: Это не спонтанная вспышка насилия, это не реакция на оскорбление, а в этом есть что-то слаженное. Именно проводится мероприятие. Не дай бог сказать воспитательное. Не дай бог.
Запись вел один из таких «воспитателей» на видеорегистратор. Это обязательная процедура, которая крайне редко срабатывает, когда она нужна. Как правило, в нужный момент на флешке заканчивается память или садится батарейка. Но в этот раз все сработало как нужно.
Анна Каретникова, сотрудник московского управления ФСИН: Существует определенный перечень мероприятий, которые сотрудник обязан проводить при включенном видеорегистраторе. Мы стараемся расширить перечень таких мероприятий, чтобы при возникновении спорных ситуации сотрудники находились под присмотром видеорегистратора.
На практике регистратор следит скорее за осужденными. Правозащитники нередко запрашивают записи в колониях, но тюрьмы редко идут навстречу. За утерю записи нет практически никакой ответственности.
Святослав Хроменков, юрист фонда «Общественный вердикт»: Эти видеозаписи, о которых ты говоришь, они не выходят за пределы колонии и где-то там умирают в ведении должностных лиц. Если видеозаписи не окажется — какое наказание для них? Они будут подвергнуты дисциплинарному взысканию. А если окажется, возможно будет возбуждено уголовное дело. И они сознательно идут на дисциплинарное взыскание, покрывая следы преступлений и покрывая своих сотрудников, соратников. В их лице они выглядят героями.
А вот и герои. По крайней мере те, кто не успел удалиться из соцсетей. Иван Калашников. Заместитель начальника колонии по воспитательной работе. Василий Трубецкой. Начальник 13-го отряда. Максим Яблоков. Сотрудник отдела безопасности. Его коллеги Александр Морозов и Алексей Бровкин. А также Руслан Мамаян и Игорь Цветков. Сейчас задержаны шестеро из 17-ти. Кто именно, не уточняется.
Ирина Бирюкова, адвокат фонда «Общественный вердикт»: Я думаю, что их шесть потому, что суд не будет справляться за один день с арестами. Я думаю, что в ближайшие дни аресты еще последуют.
Ирина — адвокат Евгения Макарова. Человек, которого мы видим распятым на столе без одежды. Именно она передала эту запись журналистам «Новой газеты». Сейчас ей пришлось уехать из страны.
Ирина Бирюкова, адвокат фонда «Общественный вердикт»: Сотрудники в присутствии осужденных высказывали угрозы мести в мой адрес. Угрозы были достаточно серьезные, и они исходили не только от сотрудников, которые уже задержаны, но и от тех, кто не участвовал в избиении и они до сих пор работают в колонии.
За избиение Макарова уже возбуждали дело, но тогда 22-летний следователь Радион Свирский счел действия сотрудников правомерными, а неопровержимых доказательств на руках у адвокатов не было.
Нур-Эл Хасиев, бывший председатель общественного совета при региональном управлении ФСИН: Эта запись, которая попала в СМИ, годичной давности. Если бы у нас тогда была эта информация, больше проверок бы было, большее давление. Но всему свое время, как говорится.
Хасиев говорит, что из колоний Ярославля жалобы идут массово. И защищать заключенных от пыток очень тяжело
Нур-Эл Хасиев, бывший председатель общественного совета при региональном управлении ФСИН: Те люди, которые к нам обращались, они рассказывали именно про такие побои, которые на видео показаны. Один заключенный даже снимал штаны свои, хотя мы и не просили, чтобы картина была видна. И на ягодицах и ногах были не только ссадины, до крови. Человека избивали так, что человеку было невозможно садиться.
Фото: Wikicommons