Прокуратура выяснила: русский бунт в Пугачеве носил бытовой характер

30/07/2013 - 18:22 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева
Поддержать ДО ДЬ
Генпрокуратура не нашла мононациональной вражды в городе Пугачёв Саратовской области. О недавнем конфликте в Пугачёве вспомнили на сегодняшней коллегии, где прокуроры подводили итоги работы за полгода.

425 тысяч преступлений остаются нераскрытыми, на 20 процентов выросло количество преступлений экстремистского характера, рассказал первый замгенпрокурора Александр Буксман. В качестве примера Буксман привёл как раз ситуацию в Пугачёве. Сам конфликт носил бытовой характер, а проявления экстремизма появились уже позже, вследствие невнимания местных властей. Наш коллега, Илья Васюнин, изучал реакцию прокуратуры на эти резонансные события.

Васюнин: 6 июля в ходе драки погиб 20‑летний десантник Руслан Маржанов. Глава Пугачевской межрайонной прокуратуры Андрей Воеводин покинул свой пост. Кроме того, около 30 сотрудников ведомства были привлечены к дисциплинарной ответственности. Это произошло через неделею на выездной коллегии прокуратуры.

В здании Пугачевской межрайонной прокуратуры. Прием граждан вел начальник Управления по надзору за исполнением законов по федеральной безопасности, межнациональным отношениям, противодействию экстремизму и терроризму Генпрокуратуры РФ Юрий Хохлов.

За первые 40 мин на прием пришли 7 человек. Граждане жаловались на бездействие местных органов прокуратуры, на факты коррупции, несправедливые приговоры суда, рейдерский захват предприятия, невыплату алиментов. Жалоб по вопросам межнациональных отношений вроде как не поступало.

И вот сегодняшний вывод: оперативный выезд на место бригады сотрудников Генеральной прокуратуры показал, что этот конфликт зрел в городе и окружающей территории исподволь. Благодатной почвой для него стали социальные, экономические и бытовые проблемы горожан, невнимание к интересам молодежи и подростков, неисполнение обязанностей должностными лицами местной власти и правоохранительных органов, несправедливость и коррупция стали причиной напряженности.

Тем временем бунт в Пугачеве отозвался в Перми.

Там прокуратура возбудила уголовное дело по статье «Экстремизм» за публикацию в газете «Звезда».

«Публичные утверждения автора, сопряженные с подстрекательством к выселению чеченцев, поджогам их домов и ряд других высказываний и суждений направлены на возбуждение ненависти и вражды», – сообщается на сайте Пермской прокуратуры.

Речь идет о статье «Истерия по‑пугачевски» доцента Пермского государственного национального университета Романа Юшкова. «Кавказ пришел в Россию и идет по ней победным шагом, размахивая ножом и презрительно хохоча», – уверен Юшков, который пишет, что русские должны «во имя невинно убиенных соплеменников» использовать «священное право на возмездие». Например, в самом деле поджечь кафе «Халяль» в Пугачеве.

Статья во многом чересчур резкая, полагает правозащитник Павел Чиков. Но, во-первых, она опубликована в Перми, во‑вторых – спустя несколько дней после самого конфликта, в третьих – журналист имеет право высказывать даже самые резкие суждения.

Ну и, наконец, можно было тихо снять статью с сайта. А теперь, получается, прокуратура сделал ей рекламу.

Павел Чиков, председатель правозащитной ассоциации «Агора»: Могло бы быть предостережение от Роскомнадзора в адрес газеты как мера ответственности с требованием снять ее в трехдневный срок. На мой взгляд, эффективности было бы гораздо больше, потому что в этом случае статью бы по-тихому сняли, и о ней бы никто не узнал, никто не прочитал. Надо было сделать предупреждение Роскомнадзора и предостережение прокурора. Зачем было сразу уголовное дело?

Получается, что прокуратура стремится реагировать не резонансные дела и, конечно, и свою реакцию хочет сделать как можно более резонансной. В общем, у нее получается.

Другие выпуски