Сколько стоит место в Госдуме
Место в Госдуме — это не только зарплаты из бюджета, но и затраты кандидатов на предвыборную кампанию. В прошлом году они составили чуть больше 2 миллиардов рублей, в этом — очевидно больше.
Аналогичную сумму партии вложили в агитацию за федеральный список, но, кроме того, каждый кандидат в одномандатных округах формировал свой собственный избирательный фонд. Во сколько обошелся кандидатам их мандат — в материале Ольги Гладышевой.
Начнем с тех, кто прошел по федеральному списку.
В пересчете на результат самый дорогой мандат принадлежит кандидатам от «Справедливой России», хотя на саму кампанию партия потратила намного меньше своих конкурентов (около 340 миллионов рублей). В расчете на одно место в Думе — это почти 21,5 миллион рублей.
ЛДПР, которая напротив, на агитацию потратила больше всех других (629, 5 миллионов), «заплатила» за мандат на 3 миллиона меньше — 18,5 миллионов.
Чтобы провести в Госдуму 35 депутатов по федеральному списку, КПРФ отдала почти 145 миллионов рублей. Таким образом, стоимость их мандата равна 4 миллионам.
Ну и наконец, самый бюджетный билет в Думу достался единороссам. Партия «Единая Россия» заняла 140 мест, каждое из которых в пересчете стоило им по 3 миллиона рублей.
Игорь Минтусов, президент Российской ассоциации политических консультантов, президент АСК «Никколо М»: Люди от партии власти, от «Единой России» имеется в виду, они минимализировали свои затраты фактически, они использовали административный ресурс, который нельзя, либо сложно очень учитывать. Например, они арендовали помещения для штабов, предположим, за символическую цену на площадях, которые принадлежат муниципальному образованию или администрации города. Так, соответственно, они использовали многочисленные, не видимые невооруженным взглядом преимущества, которые имеет любой кандидат, если его поддерживает местная исполнительная власть.
Избирательный фонд, об объеме которого и отчитываются партии — это еще не все их расходы. Надо учитывать, что у каждой из них есть представительства в регионах — там своя копилка. И совсем другая история — это одномандатники. Они тоже формируют свои фонды, туда могут поступать средства как от граждан и организаций, так и личные деньги самого кандидата. Главное, чтобы их сумма не превышала 40 миллионов рублей. По итогам, каждый кандидат должен отчитаться в свой региональный избирком, но сделали это пока не все.
Петр Толстой, кандидат по Люблинскому округу (Москва), телеведущий: Вы знаете, что-то скромно. Я сейчас не готов цифры назвать точные. В основном упор был на встречи с людьми, а они в общем стоили времени и здоровья, а по деньгам я не готов сейчас сказать. Сейчас составят ее (Прим. — отчетность), я думаю, что через день-два уже точно будут цифры у меня.
Самые большие деньги уходят на типографию — печатные объявления, листовки, приглашения на встречи с кандидатом и билборды. Кроме того, тратятся деньги и на социальные сети, теперь это прописывается отдельной статьей расходов. В любой кампании значительные суммы денег предусмотрены и на работу агитаторов, которые как раз всю эту печатную продукцию разносят, расклеивают и, в лучшем случае, людей все-таки агитируют проголосовать. На все это, например, кандидат по одномандатному округу в Челябинской области от «Единой России» Владимир Бурматов потратил 18 миллионов рублей.
«Это порядка 18 миллионов рублей, то, что было потрачено на организацию кампании. Ну, у меня вообще упор в кампании был на встречи с избирателями, которые не стоили вообще ничего», — прокомментировал Владимир Бурматов, кандидат от партии «Единая Россия» по Металлургическому округу Челябинской области.
Сумма, о которой говорит Бурматов, характерна для многих официальных цифр, которые предоставляли одномандатники. Вот, например, сколько привлекли прошедшие в Государственную Думу кандидаты от ЛДПР:
Рекордсменом среди них стала Василина Кулиева из Читы. Она за свой мандат заплатила больше 23 миллионов, в прошлом созыве она курировала вопросы семьи. Следом идет Алексей Диденко и Иван Абрамов (16 и 15 миллионов) — оба представляли ЛДПР в Госдуме с 2011 года. Правда, эти официальные цифры обычно занижены в несколько раз.
Игорь Минтусов: Не проводятся те суммы, которые можно разбить на две части, не проводятся те суммы, которые можно не провести — это первая часть. И вторая часть — это не проводятся суммы, которые запрещено проводить в соответствии с действующим законодательством. Например, оплата работы, предположим, тех же политтехнологов очень часто или помощь, скажем так аккуратно, ветеранским организациям на территории либо другим общественным организациям на территории этого округа. Это однозначно может быть прочитано и будет прочитано как подкуп избирателей.
Подсчитать же, сколько денег в черной кассе одномандатника, в принципе невозможно. Те избирательные счета, которые рассмотрели мы, в среднем составляют 300 тысяч долларов. По словам Игоря Минтусова, самая большая сумма на этих выборах в одномандатных округах могла достигать 100 миллионов рублей. Эта цифра больше, чем в два раза превышает ту, что официально может потратить кандидат.
Фото: РИА Новости