«Пошла в ход ложь»: адвокаты «Мемориала» объяснили, что не так с решением Верховного суда
Ликвидировать «Международный Мемориал»* постановил 28 декабря Верховный суд России. Организация внесена в реестр НКО-«иноагентов» и занимается сохранением памяти о жертвах политических репрессий в СССР, изучением преступлений советской власти в отношении собственных граждан, ведением списка незаконно расстрелянных, посаженных и высланных. Однако у нынешних российских властей другой взгляд на деятельность «Мемориала».
Суд над «Мемориалом» длился полтора месяца. За это время за организацию вступились многие — от нобелевских лауреатов Михаила Горбачева и Дмитрия Муратова до представителей Русской православной церкви Олега Батова и Алексея Уминского. Писательница Людмила Петрушевская в знак солидарности с «Мемориалом» отказалось от государственной премии. Петицию в поддержку организации подписали почти 140 тысяч человек. Но ничего из этого не помогло. 20 не промаркированных специальной плашкой об иноагенстве материалов — как выяснилось, достаточно убедительный аргумент для ликвидации старейшей некоммерческой организации страны. Кто теперь будет изучать политические репрессии, организованные советской властью? Кто будет вспоминать их жертв? Как теперь будет проходить акция «Возвращение имен»? Обсудили это с представителями защиты «Мемориала» Марией Эйсмонт, Григорием Вайпаном и Генри Резником.
По мнению Марии Эйсмонт, решение суда принималось не исходя из исковых требований. «Отсутствие маркировок настолько не соразмерно ликвидации такой организации, а сам закон об иностранных агентах настолько непонятно написан, а для НКО нет никакой конкретики: где, сколько страниц в соцсетях надо маркировать, в каком месте. Закон дискриминационный и для „Мемориала“ — это очень знаковая вещь, потому что историки „Мемориала“, которые работают с делами репрессированных советских граждан, где в каждом втором, третьем, пятом деле видят, что обвинения безумны: их обвинят там в том, что они агенты иностранных разведок, шпионы», — сказала она.
По мнению Резника, решение о ликвидации «Международного мемориала» далось российским властям не легко. «Это было политическое решение. Мне представляется, что причина в том, что деятельность „Мемориала“, который имеет своей целью восстановление памяти, который возвращает доброе имя невинно репрессированным, не вписывается в нынешнюю политическую идеологию, которая не помещает в себя оценку истории. Это часть переоценки истории с точки зрения интересов власти, потому и состоялось это решение», — сказал адвокат.
Вайпан сообщил, что сторона защита подаст все необходимые жалобы и дойдет и до Конституционного суда, и до Европейского суда по правам человека. «Важно понимать, что сейчас процесс раздвоился. У нас есть формальный, юридический процесс в суде, который основан на иске генерального прокурора, и там речь идет о маркировке. О формальных нарушениях про ярлычки, которые не были куда-то там наклеены и не в те места, из тех десятков тысяч публикаций „Мемориала“, который он производил и производит. Изменить предмет этого иска уже невозможно. Во всех судах официально речь должна идти именно об этом, и мы показали, что претензий здесь уже нет и быть не может. Все те вмененные нарушения были давно были устранены и „Мемориал“ заплатил за них огромные штрафы. Поскольку этот иск невозможно поддерживать и все понимают, что он пустой, поэтому в публичное пространство вбрасываются некоторые другие тезисы, которые в суде не имеют формального значения, но они будут продвигаться, а именно тезисы о том, что „Мемориал“ — фальсификатор истории, „Мемориал“ — организация. которая клевещет на Советский Союз», — рассказал Григорий Вайпан.
*По решению Минюста России Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“» включена в реестр НКО, выполняющих функции «иностранного агента»
Фото на превью: Иван Водопьянов / Коммерсантъ