«Поглощение Беларуси пойдет быстрее»: Кирилл Рогов о новом «хитром» плане Москвы после инцидента с Ryanair
Александр Лукашенко пообещал показать некие документы, а Владимир Путин пригласил его искупаться в море, — в Сочи состоялась очередная (уже третья с начала года) встреча президентов России и Беларуси. Разговаривали больше пяти часов, но об итогах пока ничего не сообщается. В начале переговоров, конечно, зашла речь и об инциденте с принудительной посадкой самолета Ryanair в Минске. Тогда был задержан журналист и редактор оппозиционных телеграмм-каналов Роман Протасевич. В Европе эти действия белорусских властей назвали актом государственного терроризма и воздушного пиратства. Но, очевидно, ни Лукашенко, ни Путин с такой оценкой не согласны — инцидент они охарактеризовали как «очередной всплеск эмоций».
Путин и Лукашенко, как обещали в пресс службе Кремля, должны также обсудить и судьбу девушки Романа Протасевича Софьи Сапеги, которая является гражданкой России. Ее также сняли с рейса Ryanair и задержали в Минске. Однако Лукашенко в начале беседы делал упор на другое, он приехал не с пустыми руками — привез чемодан с документами.
«Но всегда, знаете, есть желающие подкинуть нам проблем. Вы о них знаете. Я Вас проинформирую. Пользуясь доверительным отношением, захватил некоторые документы, чтобы Вы понимали, что происходит», — сказал Лукашенко.
Во время протокольной съемки Лукашенко любезно заканчивал за Путиным предложения и промакивал платком пот со лба. Отмечал, как растет товарооборот между нашими странами. И, конечно, недоумевал, почему за принудительную посадку рейса Ryanair Евросоюз теперь отказывается принимать у себя самолеты «Белавиа»:
«Упрекайте военных, что мы его посадили. „Белавиа“ при чем? Замочили на всю катушку. И если бы не вы в этот период… Я смотрю, москвичи, Москва отказывает – летите вокруг Беларуси, не принимают самолеты в Москве. Сразу почувствовали. Но за что наказали трудовой коллектив „Белавиа“? За то, что они в ковид их вывозили тысячами. Вот их лицо. Я отрекаюсь от того, что было: я покажу Вам некоторые документы, Вы поймете, что там происходит и происходило».
Занятно, что на этом фоне приходят сообщения, что не только европейские и американские самолеты облетают воздушное пространство Беларуси, но и российские авиакомпании. По данным Forbes, 27 мая около десяти рейсов было совершено в облет воздушного пространства Беларуси.
Переговоры же, вероятно, проходили не только в президентской резиденции, но и на открытом воздухе. Похоже, что не обошлось и без водных процедур. «Погода в Сочи хорошая, как Вы видите. Можем искупаться. Море становится все теплее и теплее. Думаю, что это тоже будет способствовать достижению результатов нашей сегодняшней встречи. Я Вас очень рад видеть», — сказал Путин.
Политолог Кирилл Рогов считает, что на этой встрече обсуждались не столько просьбы Лукашенко к Москве, сколько процесс поглощения Беларуси за счет получения контроля над ее ключевыми инфраструктурными элементами, такими как таможня или даже валюта. И по мнению Рогова, этот процесс сейчас пойдет быстрее, поскольку Лукашенко лишился практически всех политических ресурсов.
«Я думаю, что речь идет не о просьбах, речь идет о том, что продолжается процесс, в результате которого Россия собирается поглотить Беларусь, получить контроль над ключевыми элементами ее инфраструктуры, которые ассоциируются с государственностью, со свободой принятия решений: таможня, безопасность, в перспективе, возможно, валюта. И продвижение по этим картам, оно сейчас пойдет быстрее, потому что Лукашенко потерял практически любые политические ресурсы, и даже после этой последней истории он приехал в Сочи максимально ослабленным, он является одновременно и злодеем в глазах всего мира, и посмешищем. Его не называют президентом Беларуси многие западные политики, а человеком, занимающим это место. Он сегодня почти политический ноль, но он должен выторговывать что-то и лавировать, чтобы гарантировать себе какое-то будущее», — сказал Рогов.
Рогов также считает, что у Москвы нет средств на поддержку Лукашенко, в связи с чем конфигурация переговоров о «плавном поглощении Беларуси» будет меняться. Кроме того, санкции Евросоюза в отношении Беларуси сделают ее поддержку невыгодной. «Я думаю, что сейчас тема политического объединения не будет форсироваться, для Москвы сейчас выгоднее получать фактический контроль над разными структурами управления в Беларуси, при этом не оформляя никак дальнейшую интеграцию, чтобы не брать на себя экономические риски за ухудшение экономической ситуации и за возможные дальнейшие санкции, которые надо будет чем-то компенсировать», — поясняет политолог.
Фото: kremlin.ru