Почему Корсика не станет второй Каталонией? Объясняет политолог Игорь Бунин
Корсика — следующая Каталония? В прошедшие выходные на «Острове свободы» прошел первый тур региональных выборов. Корсика — особый регион в унитарной Франции, со специальным территориальным статусом и исторически сильными сепаратистскими настроениями. Получится ли из Корсике новая Каталония? Об этом рассказал политолог Игорь Бунин.
И вот на днях эта тенденция характерным образом и проявилась. В Единый территориальный орган самоуправления, который появился недавно после слияния департаментов Верхней и Южной частей острова, со значительным перевесом побеждает коалиция местных националистов, которая так и называется «За Корсику». У них больше 45 процентов голосов. Позади президентская партия Макрона и другие ведущие политические силы Пятой республики, включая республиканцев. А вот левые партии и Марин Ле Пен, например, в корсиканский парламент и вовсе не попали. Теперь пришедшие к власти политики обещают в течение ближайших 10 лет требовать большей автономии у Франции, по примеру Каталонии.
При этом прямых призывов к самоопределению пока не раздается. Корсиканцы торгуются с Парижем. Не факт, что речь идет о каких то реальных сепаратистских амбициях. К примеру, в 2003 году на региональном референдуме жители острова высказались против предоставления себе еще большей автономии, которую предлагало тогда правительство Жан Пьерра Раффарена. Тогда в рамках второй волны децентрализации республики Корсики предлагали фискальные и административные поблажки. Но корсиканцы отвергли эти щедрые предложения Парижа. 51% проголосовавших сказали «нет» французским властям, а 49% ответили «да». При этом 39,5% населения не приняли участия в голосовании. Сейчас, кстати, явка тоже была маленькая — чуть больше 52%. Дело в том, что исторически так сложилось: местный истеблишмент и часть националистов вполне устраивает статус-кво и царящее на острове межвластие. А привыкшее к архаичному образу жизни и существующей расстановке сил население не понимает, что им нужна автономия, независимость или сохранение текущей ситуации.
Бунин подчеркнул, что некорректно связывать сепаратизм на Корсике с попыткой добиться большего финансирования: «Корсика получает очень щедрые субсидии от Франции». Сепаратизм для корсиканцев — своеобразная традиция, отметил политолог: «Наполеону пришлось запретить корсиканский язык и жестко подавить любое сопротивление. Очень важное для них требование — это освобождение политических заключенных, а фактически террористов».
«Это достаточно архаичный мир, мир клановый, — сказал он о нравах косиканцев, однако заметил, что это не сравнимо с национальным анклавами в России. — Все-таки они живут в Европе, а не в России».