«Пепел на голову»: как Ростех, Роснано и японцы строят мусоросжигательные заводы в Подмосковье, и почему жители протестуют

После прямой линии президента чиновники продолжают искать способы для устранения свалок. Мусорные полигоны обещают спешно рекультивировать, а на их местах построить заводы по переработке мусора. Но на деле на таких заводах мусор будут сжигать. Технология подвергается критике среди экологов, а местные жители городов Подмосковья, где и планируется строительство, выходят на митинги и пикеты. В ситуации разобралась Ольга Гладышева.

Замученные свалкой у себя под окнами жители Балашихи спровоцировали новый бум — строительство мусоросжигательных заводов. Четыре таких завода уже точно должны появиться в Подмосковье до декабря 2022 года. А в правительстве, по данным Дождя, в правительстве обсуждают и более масштабное строительство.

В Москве больше не будут строить мусоросжигательные заводы. Об этом сообщают в столичном департаменте природопользования. Три существующих предприятия будут работать еще 5-10 лет до выработки ресурса. После этого их перепрофилируют.

В двух разных эфирах в течение двух лет госканал «Россия 1» сначала рассказывает о токсичности подобных отходов, а потом заверяет, что технология может быть безвредной. Дело в том, что в Москве так называемые МСЗ запретили, а в области они как раз и должны спасти жителей от небоскребов из мусора. Член инициативной группы против строительства МСЗ в Наро-Фоминске Наталья рассказала, что активисты думают об освещении этой проблемы в СМИ: «После всей истории в Балашихе и тому пиару, который идет по телевидению, и по тому количеству неправильной информации, которая выдается людям, у меня есть подозрение, что все это будет делаться очень быстро на этой волне».

Наталья и другие жители Наро-Фоминска узнали о планирующемся строительстве завода еще в апреле. Все это время они ведут переговоры с местными властями и правительством Московской области, чтобы те запретили стройку, которая, по их мнению, грозит экологической катастрофой: «Почему мы не верим? Потому что это мусоросжигание, потому что от них отказываются в Европе, потому что данный способ стоит на последней, пятой стадии возможной работы с отходами. В топку попадут батарейки весь пластик, градусники, компьютерные части, все что угодно, и это будут огромные выбросы как диоксидов от пластика, так и половина таблицы Менделеева в виде ртути, никеля, кадмия и так далее», — рассказала активистка.

Реализует проект по строительству мусоросжигательного завода дочка «Ростеха» «РТ-Инвест». И там «Дождь» заверили, что местные жители паникуют преждевременно и мусоросжигание – это не такая уж и отсталая технология и – цитата – позволит существенно снизить негативные последствия от свалок и полигонов:

«РТ-Инвест» планирует реализовывать безопасный для экологии проект с помощью ряда новейших технологий, которые используются во всем мире. Выбросы в атмосферу от заводов по термической переработке отходов в энергию многократно ниже допустимых нормативов, как европейских, так и российских.Особо опасные отходы (батареек, ртутных ламп, градусников) согласно Территориальной схеме Московской области собираются отдельно и не попадут на завод. После сжигания от входящего объема ТКО остается примерно 2.5%-3.0% летучей золы, оседающей на фильтрах завода. Летучая зола представляет собой отходы III класса опасности. Летучая зола будет нейтрализована путем цементирования, класс опасности снизится до IV (такой же, как у ТКО). Шлак, образующийся в результате сжигания (10% от входящего объема отходов) имеет IV класс опасности (такой же, как и сами ТКО) и может использоваться в дорожном строительстве», — рассказали в пресс-службе «РТ-Инвест».

Как именно отделять токсичные отходы от нетоксичных в отсутствие раздельного сбора мусора — это пока что задача, которую, видимо, еще предстоит решить. По информации «РТ-Инвеста», точные площадки для строительства заводов еще не выбраны, но в инициативной группе Наро-Фоминского района уверены, что это будет в деревне Могутово в непосредственной близости от населенного пункта: «Заводы не будут располагаться вблизи жилой застройки и будут полностью соответствовать экологическим требованиям в части санитарно-защитной зоны», — отметили в пресс-службе «РТ-Инвест».

Обещают и учесть мнение местных жителей. По закону, решение о строительстве может быть принято только после проведения общественных слушаний. Но для начала процедуры, поясняют в компании, необходимо подготовить «Оценку воздействия на окружающую среду». Ориентировочно, общественные слушания можно ждать уже в октябре этого года. Интересно, что около двух месяцев назад к проекту захотела подключиться и госкорпорация РОСНАНО.

Пока что у «РТ-Инвеста» только один партнёр в проекте — это швейцарско-японская компания. Как раз их технологии и обещают привлекать для повышения экологичности объектов. Оказалось, что и РОСНАНО всерьез рассматривает участие в строительстве мусоросжигательных заводов и даже планирует создать с «Ростехом» совместный фонд для работы над проектами по переработке мусора. «Переработке» — это потому, что энергия, выделяемая при сжигании, будет использоваться для выработки электричества.

В самой госкорпорации «Дождю» рассказали, что выбором площадки для строительства Роснано не занимается, однако они «хотели бы привнести в Россию технологии, которые максимально сокращают вредные выбросы и выведут заводы по переработке мусора на принципиально новый для страны уровень оснащенности и безопасности».

Во все заверения местные жители не верят и выходят на митинги против строительства заводов вблизи их городов: «У нас в России будут применяться новейшие технологии по сжиганию мусора с применением самых последних технологий по очистке воздуха и сточных вод – никто в это не верит. Собственно говоря, для этого достаточно выйти на улице и посмотреть, в каком состоянии у нас дороги, сходить один раз в больницу посмотреть, в каком состоянии у нас вообще вся инфраструктура», — рассказал член инициативной группы против строительства МСЗ в Воскресенске Алексей Холкин.

Фото: КоммерсантЪ

Другие выпуски