Сечину, Грефу и Миллеру ничего не угрожает: как руководители госкомпаний поддержали мораторий на увольнение пожилых сотрудников
25 сентября Госдума окончательно приняла предложенный президентом Путиным закон об уголовной ответственности за увольнение работников предпенсионного возраста. Закон принят в третьем чтении, так что теперь «необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста» — это уголовная статья. Наказание — штраф до 200 тысяч рублей или обязательные работы сроком до 360 часов. Маргарита Лютова разбиралась, что новый закон изменит в жизни работников старшего возраста и может ли он коснуться и тех, чьи имена на федеральных каналах принято произносить шепотом.
Главная проблема нового закона, о которой и бизнес, и эксперты говорили еще на стадии идеи: он вроде бы громкий и жесткий, но своей цели достичь не способен. Имеющиеся нормы трудового права и так едва ли исполняются, напоминают отраслевые юристы.
Юрист и член ассоциации «Юристы за трудовые права» Ксения Печеник: Работодатель может использовать кучу основных причин для увольнения, на самом деле скрывая причину, что он не хочет, чтобы этот работник оставался у него и ждал свою пенсию. И как с этим будут работать юристы, на данный момент мне не представляется возможным, пока наша судебная система не обратится к использованию норм, которые очень хорошо прописаны в законе. Собственные парламентарии нам об этом говорят — что это психологическое давление на работодателя, а не какое-то практическое применение.
Такое психологическое давление, правда, может выйти боком: ведь работодатели предпочтут не брать на работу тех, кто только приближается к предпенсионному возрасту. Так что закон не изменит к лучшему профессиональную жизнь примерно восьми с половиной миллионов трудоспособных россиян, которые, по данным Росстата, сейчас приближаются к возрасту выхода на пенсию. Но в их числе есть и особые сотрудники, которым эта часть пенсионной реформы может неожиданно помочь.
Ведь в государственном секторе пенсионную реформу, скорее всего, будут исполнять с особым рвением — то есть беречь ценные возрастные кадры. Особенно на руководящих позициях. Например, пока крупный бизнес через РСПП возмущался инициативой, государственная компания «Роснефть» поспешила поддержать новую уголовную статью.
Президент «Роснефти» Игорь Сечин: «Роснефть» придерживается принципа нулевой толерантности в отношении трудовой дискриминации работников предпенсионного и пенсионного возраста. Мы всецело поддерживаем инициативы президента России Владимира Путина по ужесточению ответственности для работодателей, незаконно увольняющих сотрудников этой возрастной категории, вплоть до уголовной.