Оппозиция Грузии: как ни странно, пока все спокойно, без нарушений

01/10/2012 - 16:23 (по МСК) Дмитрий Казнин
Поддержать ДО ДЬ

Лидер партии «Новые правые» Давид Гамкрелидзе рассказывает о своих наблюдениях за парламентскими выборами, которые, по его мнению, гораздо важнее, чем грядущие президентские.

 Казнин: Что сейчас происходит в Грузии?

Гамкрелидзе: Как ни странно, всё спокойно. Активность очень большая, процесс голосования идёт без серьёзных нарушений. Пока что у нас есть доступ ко всем регионам, к нам в офис поступает информация со всех точек Грузии. Конечно, есть какие-то технические нарушения, ситуация очень накалена, но пока на это время всё спокойно. Я должен подчеркнуть, что сегодня, как никогда, активность очень высокая. В 12 часов было больше 20%, в остальных регионах до 30%. На этот час пока нет информации, но большая половина, наверное, уже поучаствовала в выборах. Это очень высокий показатель.

Казнин: По вашему мнению, кто станет новым президентом Грузии, если выиграет партия Саакашвили?

Гамкрелидзе: Уже говорилось, что в Грузии меняется государственная система, так что сам пост президента не будет очень актуальным. Самое главное, кто будет в большинстве завтрашнего дня, кто возьмёт большинство мандатов в будущем парламенте, потому что большинство будет решать, кто будет премьером. Конечно, пост президента - престижный пост, влиятельный, но самым главным будет пост премьера. Судьба Грузии решается сегодня, а не через год на президентских выборах.

Казнин: Есть сомнения, кто победит сегодня?

Гамкрелидзе: Я уже 12 лет активно участвую в политике, участвую в выборах. Я уже баллотировался в президенты Грузии на прошлых выборах, могу сказать, что впервые мне очень трудно в день выборов сказать, что будет завтра, что будет после того, как закончится подсчёт голосов. Когда появились ужасные кадры из грузинских тюрем, всё поменялось. До этого лидировало Национальное движение Саакашвили, они пользовались огромным административным ресурсом. Но то, что люди увидели,  стало последней каплей, и ситуация изменилась.

Я могу гарантировать, что Тбилиси будет голосовать за Грузинскую мечту, а что будет в других регионах, мне трудно сказать. Как распределятся голоса, будем ли мы, Новые правые, в парламенте, сказать нельзя. Главное, чтобы эти выборы прошли спокойно, мирно, свободно, и что самое главное, чтоб побеждённый принял результат. Мы думаем, что,  правящая партия, если проиграет, они не  готовы будут принять это решение народа. То же самое Грузинская мечта, они уже уверяют, что они победители и им будет очень сложно, если результаты голосования покажут обратное. Я могу сравнить Грузию с пороховой бочкой, мы все очень напряжены, и чтобы не произошёл большой взрыв, надо пройти через это испытание, надо поменять политическую ситуацию, надо поменять власть с помощью выборов.

Казнин: Болезненные взаимоотношения с Россией сейчас были на первом плане или были какие-то другие темы во взаимных обвинениях?

Гамкрелидзе: За последние дни эта тема перешла на второй план. До этого тема России была доминантной темой, но эти кадры из тюрьмы, внутренняя политика, проблемы прав человека стали доминантной, все эти темы перешли на второй план. Основной темой стала проблема доверять или не доверять? Саакашвили и Национальное движение имеет ресурс, чтобы реально измениться и стать более гуманными. Всё это время на фоне реформ главной проблемой правительства, почему мы так серьёзно критиковали Михаила Саакашвили, не потому что нам не нравились реформы, у них были серьёзные проблемы, но были и успехи - борьба с коррупцией, реформа в министерстве юстиции. Но нельзя говорить, что нет времени на демократию и нет времени на защиту прав человека. В последнее время вышло так, что людям это всё надоело.

Я думаю, что надо ожидать того, что мы получим многопартийное правительство. Я думаю, что проблема Грузии, и не только Грузии, но и России и всех постсоветских держав в том, что доминирует однопартийная система, нет конкуренции. Поэтому мы не получили свободные медиа, свободную судебную систему, мы не могли контролировать, что реально происходило. Самый хороший результат для Грузии будет и есть то, что мы получим реальную конкуренцию внутри парламента, это будет гарантом, что в Грузии будет работать реальная демократия. 

Другие выпуски