«России придется допечатать пять триллионов рублей». Михаил Крутихин подводит итоги встречи ОПЕК

Сегодня, 17 апреля, страны-экспортеры нефти на встрече министров энергетики в столице Катара не смогли договориться о заморозке ее добычи. Встреча далась участникам нелегко, она продолжалась с самого утра и закончилась только вечером. Последние новости с нефтяного рынка обсудили с партнером компании RusEnergy Михаилом Крутихиным.

Скажите, насколько эта встреча в Дохе вообще была важна для стран-участников ОПЕК?

Здесь самое время позлорадствовать и сказать: «А я говорил!». С самого начала было понятно, что когда собираются представители государств, которые практически все говорили «Мы не собираемся связывать себя какими-то обязательствами по поводу добычи или экспорта»… Это говорили в Саудовской Аравии, об этом объявляли не только иранцы, но и в Ираке решили увеличивать добычу. Это Нигерия, Кувейт. Надо учитывать, что они как-то хотели обойтись без США, очень важного участника нефтяного рынка. У нас есть три страны, Россия, США и Саудовская Аравия, которые почти одинаково добывают объемы нефти.

Встреча эта была с самого начала обречена на провал. Собираются некоторые страны и говорят: «Давайте сократим свое присутствие на рынке, уберем с него часть нашей нефти, будем получать немножко меньше, а эту рыночную нишу отдадим США и Ирану». Никакой логики в этом не было. ОПЕК и какие-то партнеры за пределами этой организации фактически сказали: «Извините, мы старались, но не смогли».

Это была показательная акция, из которой ничего практического не шло.

Как теперь это может отразиться на цене на нефть?

То повышение цены на нефть, которое мы видели в последнее время, происходит не только из-за ожиданий положительной декларации или мер со стороны ОПЕК и партнеров. На это были другие причины. Иран несколько медленнее наращивал добычу, в США сокращалось число буровых установок, в Китае развитие не так замедлялось, как ожидалось. Там были объективные причины для баланса спроса и предложения.

Теперь, я думаю, рынок отреагирует самым простым способом: нефть пойдет опять вниз по ценам, пока снова не достигнет дна. Дно будет где-то на 26-27 долларах за баррель. Показатель оттолкнется от дна и вернется к среднему, который мы предсказывали еще в конце 2014 года ― 45 долларов. Для России это может оказаться очень неприятным.

Рубль тоже пойдет вниз?

В течение первых трех месяцев этого года цена нефти для России была в среднем 32 доллара за баррель. По сравнению с таким же периодом 2015 года ― тогда было 52 доллара за баррель. Тогда считали, что у нас будет бюджет на 50 долларов за баррель. Совсем недавно я присутствовал на встрече экономистов, где пытались посчитать, как это отразится на России. Если было бы 45-50 долларов за баррель, то до конца года пришлось бы «допечатать», вбросить в экономику дополнительных 1,5 триллиона рублей.

Всего-навсего?

Это могло бы сказаться на инфляции и вообще на состоянии экономики.

Сейчас, если цена будет до конца года 35 долларов или немножко больше, придется допечатать 5 триллионов рублей, а это очень плохо. К тому же мы можем исчерпать до конца года свой Резервный фонд и потихонечку влезть в Фонд национального благосостояния. Деньги могут кончаться. Это очень неприятная новость для российской экономики.

Какой позиции придерживается Россия? Нам выгодна эта заморозка или нет?

Никто не замораживал добычу в России, наоборот, как мы видим, добыча повышается.

Но собирались. Или нет?

На словах собирались. Но надо учитывать, кто это говорил. Это говорил министр энергетики, а это у нас представитель абсолютно импотентного ведомства, от которого ничего не зависит в энергетике. У них нет рычагов, чтобы регулировать объемы добычи, потребления, экспорта. Это чисто статистическая контора, которая получает абсолютно недостоверные сведения от нефтяных компаний, а потом рисует какие-то энергетические стратегии, от которых никому ни жарко ни холодно. Это не госплан, сейчас это не стратегия, а какие-то индикативные цифры: то ли дождик, то ли нет. Это контора, от которой ничего не зависит. Когда руководитель этой конторы обсуждает, как Россия будет увеличивать или уменьшать добычу нефти, это просто выглядит смешно.

Когда вернутся к обсуждению этого соглашения и вернутся ли?

Я думаю, ОПЕК должен вернуться в июне, на очередном собрании министров нефти стран-участников ОПЕК. А с участием России ― может быть, к октябрю вернутся. Уже сейчас понятно, что никто не собирается это соблюдать. Это война не за цену, а за рынки. Она так идет.

Давайте так: они приняли декларацию, сняли с рынка часть своей нефти. Как только цены на нефть повысились, стали 45 долларов ― половина скважин, которая ушла из сланцевой добычи в США, возвращается, через 80 дней у вас будут снова те же темпы добычи в США, даже еще больше. Они займут эту нишу, будет навес предложения над спросом, который придавит цены вниз.

Михаил, хочется все-таки услышать от вас какой-то позитив. Говорят, что ОПЕК собирается в следующий раз встречаться в Москве. Это хороший знак для России, Москвы?

Это может быть только престиж, надувание щек. Надо все время смотреть на практику. Практика ― баланс спроса и предложения. Ребята из ОПЕК уже очень давно ничего не могут сделать. Эта контора перестала играть роль картеля, когда они манипулированием объемов могли влиять на цены на нефть. Были такие периоды в жизни этой организации. Но сейчас, как только они уйдут, придут американцы. Американцы сломали роль картеля у ОПЕК. Эта организация превратилась в дискуссионный клуб. Скорее всего, они там обсуждают свои успехи на гольфовых полях, а не как сделать цены повыше.

Говорят же, что ОПЕК изжила себя, ее нужно устранить.

Зачем? Это прекрасный клуб, они собираются и говорят.

Но не более того. Что придет на замену?

Я думаю, на замену уже ничего прийти не может. У нас есть такой рынок, когда очень много относительно дешевой нефти. Она никуда не делась. Дешевой нефти становится так много, что она просто заполняет все пространство, а с учетом развития торговли газом, который будет во многом заменять нефть, и других источников энергии, да еще и ожидаемых технологических прорывов в мировой энергетике, я думаю, нефть будет играть очень важную роль, но она будет дешевой.

Дешевой нефти много везде, кроме России.

В России дешевая нефть кончается. Даже по официальным данным, у нас из всех запасов нефти 70% ― трудноизвлекаемая. Кто будет работать с такими запасами, если себестоимость их добычи ― 50-70 долларов за баррель? Добудете вы нефть за 80 долларов, а продавать будете по 35. Что же за бизнес такой?

Все-таки рубль упадет в ближайшее время?

В последнее время он демонстрирует ежеминутное слежение на уровнем цен на нефть. Я думаю, если цены на нефть пойдут вниз, то пойдет вниз  и рубль. Доллар, как ожидается, должен несколько укрепиться в ближайшее время. Это тоже будет воздействовать на рубль, который подешевеет.

К сожалению.

Может быть, даже не к сожалению. Наша экспортная отрасль получит дополнительный стимул к развитию, как говорят в правительстве. 

 

Фото: DepositPhotos

Другие выпуски