«Новая реальность, к которой нужно быстро приспосабливаться или исчезнуть»: почему рэп-баттл Oxxxymiron vs. Гнойный стал YouTube-сенсацией
Российский рэп-баттл в эту ночь вышел из подполья и взровал не только интернет, но и федеральные СМИ, которые, видимо, сильно истстоковались по высоким цифрам и рейтингам. Ведь один только поединок Oxxxymiron и Гнойного, напоминающий скорее словесный реслинг, чем конкурс талантов в традиционном его представлении, собрал за ночь в интернете более 4 млн. просмотров. Это первый проигрыш Oxxxymiron за всю его карьеру — а она в последние годы шла только вверх, в ноябре у артиста большой концерт в «Олимпийском». На рэп-баттл отозвались сегодня даже такие политики, как Навальный, Ходорковский и Геннадий Онищенко. Онищенко, например, попросил руководителей государственных СМИ, также обильно цитирующих сегодня лексику рэпперов, ответить перед Старой площадью. Василий Зоркий, музыкант, креативный директор Пикника «Афиши», рассказал о том, почему рэп-баттлы стали привлекать столько внимания.
«Я давно слежу за тем, что делает Гнойный, потому что все, что было до этого в баттл-культуре – это были детские игрушки и Oxxxymiron сам с собой соревновался», — сказал он. Зоркий отметил, что этого баттла ждали очень долго, почти год. Он отметил то, как вырос рэпер Гнойный: «Чем мне особенно нравится Гнойный – он персонаж очень сложный».
«За этим очень интересно наблюдать, это бешеная энергия», — сказал он и добавил, — «Очень хорошо, что баттлы пробуют на прочность морально-этические нормы общества. И политическая повестка, и проблемы страны пришли уже к тому, что их невозможно игнорировать, невозможно не замечать».
Он считает, что сейчас градус баттлов высок как никогда. «Все, что было до этого – это жук лапкой потрогал», — сказал Зоркий. Популярность именно такого формата он объяснил тем, что в России традиционно слово доминирует над музыкой.
Комментируя предстоящее выступление Oxxxymiron'а, он сказал: «Я уверен, что он соберет Олимпийский, в это вложено очень много сил. Он молодец».
Полная расшифровка программы:
Насколько я знаю, ты болел за Гнойного в этом поединке. Доволен результатом в этом случае?
Я супер доволен. Я просто довольно давно слежу за тем, что делает Гнойный, потому что мне кажется, что все, что было до этого в баттл-культуре, это, в общем, было такое какое-то, детские игрушки. И единственный реально талантливый рэпер Oxxxymiron, в общем, сам с собой соревновался в собственном таланте. А это был первый раз, когда действительно два человека хорошо подготовились, были уверены и там действительно было очень много тонких и интересных находок.
Тексты они сами прописывают себе? Понято, что до, это не совсем импровизация, но сами или какая-то есть группа сценаристов, которые пишут эти остроумные жесткие тексты?
Я думаю, что никто на самом деле же не расскажет, как это происходит. Я подозреваю, что, конечно, есть какие-то гострайтеры, которые помогают готовиться, и насколько я понимаю, этого баттла все-таки ждали очень долго, почти год прошел, когда Oxxxymiron подтвердил, что он будет готов участвовать в баттле с Гнойным, это было очень давно. Поэтому за это время, мне кажется, можно подготовиться и выучить довольно длинный текст.
Там подготовка как к дебатам Навального с Чубайсом, наверное.
Я бы сказал, что это выглядело намного убедительнее. Более того, чем мне особенно нравится Гнойный, он персонаж очень сложный, и совершенно непонятно, к чему приведет реальный рост его популярности, потому что, с одной стороны, у него очень хорошие есть куски текста, с другой стороны, например, может пролезть фраза типа: «Если любишь жидов, твой город — Хайфа». И это уже совсем странно. А поскольку про него до сих пор ничего непонятно, что он сам думает, что он хочет, за этим очень интересно наблюдать, потому что бешеная энергия, там все настоящее.
Помимо жидов и Хайфы, там же еще была куча выражений — и про патриарха неприличные вещи, и про Грозный, про Кадырова. Насколько я понимаю специфику баттлов, это было в других, то, о чем я сейчас говорю, они цензурируются потом, потому что есть вещи недопустимые, вроде которых ты сказал, или эти высказывания. Насколько это такая вещь, которая все-таки потом подвергается кату и цензуре перед тем, как на эту многомиллионную аудиторию, пусть не на федеральных каналах, но она еще больше в ютьюбе, выложить это все?
Я так понимаю, что, как и многие другие вещи в России, все это диктуется только здравым смыслом самих организаторов, то есть самоцензура, когда они, видимо, понимают, что это уже может быть статьей. Но в принципе, мне кажется, что очень хорошо, что баттлы становятся такими, что они пробуют на прочность морально-этические нормы общества, потому что вообще-то общество уже давно пора бы действительно попробовать на прочность и начать разговаривать про какие-то вещи, смотреть, как люди на них реагируют. Потому что все, что было до этого, это такое как жук лапкой потрогал, нежное поглаживание за все места людей. А это действительно острые вещи, на которые люди по-настоящему остро реагируют.
Ходорковский, Навальный, даже Онищенко, пиша об этих баттлах, говоря о них, они хотят зацепить новую аудиторию, нащупать этот язык и работать. Я не удивлюсь, как блогеры стали ходить в Госдуму, так и те, кто сражаются на рэп-баттлах, будут ходить тоже на Старую площадь или в Госдуму годика через пол, Валентина Матвиенко будет о них высказываться. Как ты считаешь, сейчас несколько политиков высказались — зачем и почему?
Мне кажется, что Навальный как раз очень хорошо понимает, что сеть и вообще работа с сетью и с блогами — это то, куда нужно двигаться, если ты хочешь наиболее думающую и актуальную, современную часть этой страны зацепить, потому что действительно люди перестали смотреть телевизор и действительно интернета стало столько, что все там. И поэтому нужно разговаривать с этой аудиторией, тем более, что это не требует ни таких затрат, ни таких мощностей, а это очень прямой и понятный способ что-то сказать и получить какой-то ответ. И поэтому, конечно, он понимает это и в очень правильном направлении двигается, и молодец, что он с этим работает. С другой стороны, мне кажется, что интернет вообще со временем поменяет все. Это уже люди, которым не нужен телевизор. То есть сейчас, например, есть миллион музыкальных артистов, которых нет в эфире ни радио, ни телевизора, ничего, которые существуют только в пространстве ютьюба и при этом собирают огромные залы, это просто новая реальность, к которой нужно очень быстро приспосабливаться, потому что иначе эти все люди просто исчезнут. Они это понимают, и хорошо, что они это понимают.
Я еще хотел спросить про невероятную популярность, понятно, жанр американский, у нас он был долгое время, сколько, лет 5 эти рэп-баттлы проводятся, можно сказать, сегодня такое новое перерождение этого жанра в России, уже больше 7 миллионов просмотров. Это из-за того, что все эти общественные темы, политические, которые в рэп-баттлах, безусловно, проговариваются, я сам слышал, Гнойный про Грозный, «а вот где ты был на Болотной, сидел Лондоне, учился», оппонировал он Мирону. Эта вся популярность из-за вытесненности этих тем, из-за загнанности куда-то в подсознание на больших федеральных каналах, и поэтому это априори пользуется успехом у аудитории, поскольку проговариваются вещи, которые табуированы в официальной культуре, в официальных медиа больших?
Думаю, что, безусловно, это потребность в нормальном живом человеческом общении, когда тебе говорят правду, не думая за тебя, какой ты. Это очень хорошо видно. То, что Дудь сделал, например, канал, он тут же стал мегапопулярным — это тоже связано только с тем, что он не придумал ничего супернового, но он разговаривал с людьми человеческим языком, не стесняясь, задает очень простые, очень точные вопросы. Этого действительно нет, конечно же, на федеральных каналах, этого нет на радио, этого нет почти нигде. А потребность в этом есть.
А вторая штука, которая, думаю, что произошла все-таки, уже и политическая повестка, и вообще проблемы страны, они настолько пришли к каждому человеку, что их уже невозможно отрицать, и поэтому хочешь, не хочешь, все молодые люди, так или иначе, тоже вовлекаются в какое-то жизненное окружающее. И это вылезает через те же рэп-баттлы, потому что эти проблемы становятся действительно обсуждаемыми, важными, актуальными. Там половина текстов Гнойного в роли Славы КПСС или Сони Мармеладовой, у него же есть много разных альтер-эго, они ровно касаются всех тем — Крым, Донбасс, Украина, либеральная повестка, не либеральная повестка, «Единая Россия», там миллион этого всего, потому что это действительно уже стало тем, что обсуждают люди.
Это то, что раньше делал рок, теперь делает рэп.
Безусловно. В этом смысле ничего не поменялось в России, слово доминирует над музыкой всегда, а рэп — это самая живая культура во всем мире сейчас. Все, что связано с текстом под бит. Это просто упрощенная еще форма, над ней не нужно так много работать, а интернет требует быстрых решений. То есть что-то произошло — ты завтра записал трек.
Что круче может быть? Есть феномен Дудя, который обсуждают, есть теперь уже феномен рэп-баттлов. Что еще дальше может предложить эта новая аудитория интернету?
Мне интересно, что будет дальше с рэп-баттлами, потому что, с одной стороны, все старые участники говорят, что это загнивание жанра, но, мне кажется, что самое интересное будет, когда дети, которые сейчас увлеклись этим, вырастут. Как часто бывает, что самые сложные проблемы второй волны эмигрантов, когда дети начинают ходить в школу. Вот интересно будет, как эта культура будет, когда она действительно будет уже своей. Потому что до этого она не была своей, она была привозной.
Второе: мне очень интересно, что может сказать Гнойный как исполнитель, когда он начет действительно думать о том, что он хочет сказать как музыкант, как артист, и появятся ли за этим еще какие-то люди. А что касается интернета — не знаю, пока я не понимаю. Мне кажется, что мы не можем уже предсказывать, медиа терпят одно поражение за другим, пытаясь предсказать новые тенденции. Посмотрим.
Oxxxymiron, кстати, соберет «Олимпийский»?
Соберет, безусловно. Oxxxymiron очень талантливый артист.
В ноябре концерт.
Я уверен, что он соберет «Олимпийский», вложено очень много сил явно, и он молодец, он делает много интересных вещей. Я брал в прошлом году перед «Пикником» у Шнурова интервью, и он говорит, что: «Мне не очень интересно это слушать, потому что одна песня — это «я крутой», вторая песня — «я был раньше не очень, сейчас я крутой», третья песня — «я раньше был супер, теперь я полный лох». Как бы это все про себя, и я не очень понимаю…». Там нет таких точных вещей, наблюдений, а на самом деле штука про слово, она же в последнее время не только в баттлах была. Был феномен группы «Кровосток» многолетний, которая действительно высокоинтеллектуальная, очень интересная группа.
И тоже без федерального эфира абсолютно.
Конечно. Мне кажется, уже никому этот федеральный эфир, в общем…
По-разному. Но «Олимпийский», похоже, он первым соберет без поддержки федеральных медиа.
Из таких артистов — безусловно.
Я вот не могу припомнить.