Нестыковки в объяснениях Лукашенко про самолет RyanAir. Разбор Дождя
Александр Лукашенко прокомментировал посадку самолета RyanAir в Минске 23 мая. Он рассказал, зачем посадил так срочно этот рейс в Минском международном аэропорту, после чего задержали экс-главреда Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича и россиянку Софию Сапегу. По его словам, сообщение о минировании борта Ryanair поступило из Швейцарии, а также назвал «абсолютной ложью» сообщения о том, что самолет принуждали к посадке при помощи истребителя МиГ-29. «Я действовал законно, защищая людей, по всем международным правилам», — сказал Лукашенко. С подробностями — Мария Борзунова.
Четыре часа длилась встреча Александра Лукашенко с депутатами, сенаторами, членами правительства и политологами. Главный повод — конечно же, экстренная посадка в Минске самолета RyanAir, который летел в Вильнюс.
«В каждом случае мы реагировали адекватно полученной информации. Особо отмечу, что сигнал о минировании самолета был получен тоже из-за рубежа, из Швейцарии, причем сообщение поступило в Афины, Вильнюс и Минск одновременно», — заявил Лукашенко.
В других аэропортах пока никак не подтвердили, приходило ли им письмо с угрозами или нет. До этого в белорусском Минтрансе говорили, что самолет пришлось экстренно посадить из-за письма от якобы ХАМАСа с угрозой взорвать бомбу над Вильнюсом, но даже Хамас это отрицал. Письмо пришло с почты зарегистрированной на ProtonMail. Сервера почтового сервиса находятся в Швейцарии, может поэтому Лукашенко решил, что письмо было отправлено оттуда. Объяснял белорусский президент и для чего в небо пришлось поднять истребители.
«В районе полетов расположена белорусская атомная станция, вблизи нее и произошел разворот этого самолета. А если бы вдруг? Нам что мало Чернобыля? А как бы в такой ситуации реагировали США с учетом своего печального опыта? Я скажу вам больше, дело не столько в истребителе, который был поднят по всем правилам, дело еще и в том, что по моему распоряжению все системы защиты атомной станции, в том числе и противовоздушная оборона, были подняты по тревоге и мгновенно переведены в режим полной боевой готовности», — рассказал Лукашенко.
Правда, «Медиазона.Беларусь», которая сделала поминутную хронологию посадки самолета RyanAir, в этой версии видит нестыковку. Истребитель МИГ-29, по словам командующего ВВС Беларуси Игоря Голуба, взлетел в 13:04. В этот момент самолет RyanAir уже шел на посадку и находился в 160 километрах от атомной электростанции. В самолете находился террорист и об этом знали за пределами Беларуси — сказал Лукашенко, имея в виду, видимо, бывшего главного редактора телеграм-канала NEXTA Романа Протасевича.
«Мы для них — полигон, экспериментальная площадка перед броском на Восток. Апробировав у нас, они пойдут туда. Хочу напомнить, что один известный экстремистский канал, который родился на белорусской проблематике, но не на нашей земле, уже вовсю работает против России, показав тем самым истинную цель западных стратегов», — сказал Лукашенко.
Глава КГБ Иван Тертель на этом же собрании пообещал, что совсем скоро признательные показания Протасевича будут обнародованы. При этом адвокат уже трое суток не может попасть к нему и задержанной россиянке Софии Сапеге.
Сапега и Протасевич, если верить видеозаписям, которые сняли силовики и опубликовали провластные телеграм-каналы, признали вину.
Что же касается версии властей Беларуси: никто ради бывшего главного редактора телеграм-канала NEXTA самолет не сажал. Пока Запад обвиняет Лукашенко и спецслужбы в спецоперации по поимке Протасевича, белорусские власти в ответ обвиняют в том же самом Европу.
«Это официальная позиция президента и белорусской стороны, что это провокация была так топорно организована и специально туда на борт был посажен Протасевич, потому что его кураторы его готовы были слить за ненадобностью. И если бы Протасевич был нужен, то его бы, условно говоря, в Греции спецслужбы, может быть в сотрудничестве с российскими, положили бы его в багажник и привезли дипломатическими путями в Беларусь. Зачем Беларуси, посудите сами, такой огромный скандал, такие экономические потери и очередной пакет санкций», — рассказал Дождю член Конституционной комиссии Беларуси Юрий Воскресенский.
Остановитесь — призывал Лукашенко Запад 26 мая в парламенте. До этого то же самое в разгар протестов он адресовал белорусам, которые выходили на улицы за его отставку, возможно неосознанно повторяя Виктора Януковича: эта фраза превратилась в крылатую именно из-за бывшего украинского президента после его обращения, записанного в 2014 году из Ростова-на-Дону. Политолог Дмитрий Болкунец считает, что в своей речи Александр Лукашенко скорее оправдывался: если после подавления протестов, его выступления сопровождали спокойствие и тон победителя, то сейчас белорусский президент напуган. Сторонники Лукашенко с ним поспорят.
«Речь была человека, который оправдывается за свои действия, за свое поведение. Он хотел доказать, что он был прав, во-первых, внутреннему номенклатурному окружению, потому что они тоже понимают, какие внутренние последствия будут для страны», — сказал оппозиционный политолог Дмитрий Болкунец.
«Неправда. Риторика стала более спокойной и не оправдывающейся, а объясняющей, потому что привыкло международное сообщество назначать в чем-то виновyых», — отметил провластный политолог Юрий Воскресенский.
В одном и провластные, и оппозиционные политологи сходятся: нынешние санкции и ограничения могут сильнее ударить по экономике Беларуси. Вот только пока оппозиция призывает вводить все больше и больше запретов, Лукашенко просит разработать закон, который будет наказывать тех, кто этого просит.
Все эти события происходят на фоне двух предстоящих встреч: Александр Лукашенко в третий раз за год прилетит в Россию, чтобы поговорить с Владимиром Путиным. Вторая же встреча — это переговоры российского президента с американским лидером Джо Байденом в июне.
«Лукашенко сейчас боится встречи Байдена и Путина, которая будет в июне. Я уже видел, как отдельные провластные белорусские эксперты публикуют просьбы или даже рекомендации о том, что эту встречу надо не допустить. Почему он боится? Потому что очевидно, что на этой встрече будет обсуждаться ситуация в Беларуси в том числе и Лукашенко очень боится, что интересы и позиция Вашингтона и Москвы по Лукашенко может совпасть. Поэтому он может в ближайшее время может совершить какие-нибудь гнусные провокации и обвинить Россию в том, что она якобы была к этому причастна, кстати, провластные эксперты трубят об этом со всех сторон», — заключил Дмитрий Болкунец.
26 мая Александр Лукашенко как бы в шутку пригласил Байдена и Путина прилететь в Беларусь, если они хотят обсудить события в стране. Кроме этого, белорусский президент сказал, что уже в курсе об упоминании событий в Беларуси в телефонном разговоре российского и американского президентов: якобы Путин даже извинился перед Лукашенко за то, что тот обсуждал соседнюю страну «без разрешения». Встреча белорусского и российского президентов состоится уже в эту пятницу, 28 мая.
После выхода сюжета в эфир авиавласти Греции выпустили заявление, в котором опровергли сообщение о полученных угрозах рейсу Ryanair, экстренно севшему в Минске.