Центризбирком, по сообщению ТАСС, закончил проверку подписных листов, и в бюллетень войдут, скорее всего, восемь кандидатов. По алфавиту — Бабурин, Грудинин, Жириновский, Путин, Собчак, Сурайкин, Титов и Явлинский. 5 февраля Алексей Навальный обвинил штабы Явлинского и Собчак в том, что в действительности они не собирали подписи. Но при всех сомнениях они всенародно известны, а вот многие ли вспомнят с первого раза фамилии героя октября 1993-го Сергея Бабурина или альтернативного коммуниста Максима Сурайкина? А у Сурайкина 273 тысячи, у Бабурина 105. Есть такая работа — подписи собирать. Сколько стоят усилия организаторов, рядовых сборщиков и у кого самые большие затраты на один предварительный голос на выборах? Об этом — Елизавета Антонова и Наталья Телегина.
Центризбирком проверил подписи, которые собрала Ксения Собчак для участия в выборах президента, и не нашел оснований отказать ей в регистрации кандидатом. ЦИК выявил брак только в 1,33% подписей Собчак при максимально допустимых 5% брака.
По всей вероятности Центризбирком допустит на выборы и остальных подавших документы на регистрацию. Двое — Владимир Жириновский и Павел Грудинин — не обязаны были собирать подписи, они выдвигаются от парламентских партий.
Помимо Собчак и Владимира Путина, которого 6 февраля зарегистрировали кандидатом, проверку ЦИКа успешно прошли сдавшие подписи Борис Титов, Максим Сурайкин, Сергей Бабурин и Григорий Явлинский.
Многих это удивило, особенно после прошлой президентской кампании, где тому же Явлинскому ЦИК отказал в регистрации кандидатом, забраковав каждую пятую из сданных им подписей.
Николай Рыбаков, глава избирательного штаба Явлинского: Результат 2012 года — это безусловная придирка ЦИКа, предыдущего состава. Что сейчас изменилось, мне сказать сложно, но ничего не изменилось в нашей работе. Мы умели собирать подписи, умеем, и то, насколько организованно мы это сделали сейчас, это еще раз доказало.
Главное отличие нынешней избирательной кампании — кандидатам от непарламентских партий нужно было собрать всего лишь 100 тысяч подписей. В 2012-м было два миллиона. Двадацитикратно снизившийся объем работы позволил аккуратнее соблюдать все процедуры.
Кирилл Гончаров, член совета московского «Яблока»: Различие в том, что на тот момент необходимо было собрать два миллиона. Это разница довольно большая и очевидная.
Интернет-пользователи второй день обсуждают пост Алексея Навального, который обвинил всех собиравших подписи в их подделке. Сомнения Навального отчасти обоснованы — первые опубликованные финансовые отчеты рисуют довольно странную картину. Кандидаты подозрительно мало потратили на организацию сбора подписей.
Но здесь важно понимать, что это еще не окончательные отчеты и, возможно, кандидаты просто не успели заплатить своим штабам.
Существует еще один способ отбраковки неугодных кандидатов, напоминает эксперт по избирательному законодательству Андрей Бузин — проверка федеральной миграционной службы.
Сопредседатель движения «Голос» Андрей Бузин: УФМС проверяет в закрытом режиме, к сожалению, в том смысле, что проверки УФМС там, никаких наблюдателей нет. Я вообще полагаю, что при нынешнем законе и нынешней практике, если на то есть политическая воля, то забраковать по подписям и не зарегистрировать по подписям можно всегда.
Однако на этих выборах браковать по подписям, похоже, никого не собираются. Это намеренный ход Кремля, который пытается таким образом компенсировать проблему отсутствия Навального, считает политолог Аббас Галлямов.
Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ