«Наверху поняли, что пора с этой эпидемией всерьез разбираться»: Дмитрий Орешкин — о том, почему Медведев заговорил о «прививочном национализме»

01/11/2021 - 17:48 (по МСК) Анна Монгайт
Поддержать ДО ДЬ

Пресс-служба правительства Ленинградской области сообщила, что признает иностранные вакцины для посещения театров и музеев. Однако в Роспотребнадзоре заявили, что подобное решение не согласовывали и допуск привитых зарубежными препаратами в общественные места не разрешен. Заявление властей Ленобласти интересно совпало с новой статьей бывшего президента России Дмитрия Медведева в «Российской газете», в которой он рассуждал о влиянии коронавируса на человечество, политику и экономику, а также призывал признать иностранные вакцины. О том, как связанно сообщение правительства Ленобласти со статьей Медведева и стоит ли рассчитывать на развитие ситуации с признанием одобренных ВОЗ прививок, Анна Монгайт обсудила в эфире Дождя с политологом Дмитрием Орешкиным.

«Мне кажется, что не надо переоценивать значимость Дмитрия Анатольевича, скорее надо эти тексты воспринимать как своего рода диагностические признаки. На мой взгляд, они плохие, потому что когда первые лица государства начинают писать фундаментальные тексты про то, в чем плохо разбираются — будь то история украинской государственности, или будь до пять, шесть, четыре волны ковида — все это сильно напоминает вот эти фундаментальные фейки советской эпохи — „Десять сталинских ударов“ и так далее. На самом деле, не Медведев самый хороший специалист по ковиду и не Путин самый хороший специалист по Украине, да и Медведев тоже там подвизается, и то, что они занимаются этим — по видимому, означает, что до всего остального у них или не доходят руки, или они думают, что там все уже хорошо — в смысле экономики, международной политики и так далее — и пора, наконец, открыть человечеству глаза. Это очень тревожный, с моей точки зрения, признак, это примерно то же самое, что товарищ Сталин облагодетельствовал советский народ, да и мировые народы тоже, чрезвычайно глубокими статьями по языкознанию. Если почитать всерьез — то это просто набор банальностей, выступление Медведева — тоже набор банальностей. Что оттуда благодарное человечество почерпнет — я своим слабым рассудком понять не могу. 

Другой вопрос, мне кажется, цель этих телодвижений — вернуть себя в центр общественных обсуждений. Мы как бы это и обсуждаем с вами, то есть в некотором смысле это произошло, но дело-то все в том, что политика в России давно уже непубличная, и для того, чтобы вернуться на ключевые позиции, Медведеву надо не публичные статьи писать, а с Путиным договариваться. И все это выглядит как, в общем, беготня впереди паровоза. Медведев прощается со своим либеральным имиджем, он даже громче Путина клеймит и Украину, и ковид, и Запад. Раскрывает глаза нам на то, что Европейский Союз не может друг друга даже защитить в эти самые ковидные времена. Хотя, между нами говоря, Европейский Союз и Соединенные Штаты справляются получше, чем Российская Федерация. Но Путин сказал, что мы же сильны мобилизацией, Путин сказал, если мне не изменяет память, зимой этого года, что Запад, он падает жертвой ковида, а мы, поскольку сплоченный, мобилизованный народ, обладающий своими способностями дать отпор неожиданной беде — мы побеждаем. Но сейчас ситуация диаметрально противоположная, они из пандемии понемножку выходят, а мы довольно быстро в нее погружаемся со всей своей мобилизацией и со всеми этими обильными словесами, которые произносит Дмитрий Анатольевич Медведев в своих статьях тоже. Это, мне кажется, называется сотрясение воздухов, или, по-другому, если речь идет о том, чтобы вернуться назад в центр политической жизни — то не с этого бока надо было начинать. Видимо, просто совсем не остается ничего делать, кроме как писать статьи. Это, как профессионалы говорят, стратегическая ошибка, потому что профессионал не должен суетиться под клиентом, как учат известные грамотные люди в этом смысле. А здесь мы как раз наблюдаем эту суету, попытку забежать вперед паровоза, понравиться кому-то там, примерно понятно кому. И, что самое неприятное, проститься со своим этим имиджем более европеизированным, более свободолюбивым, более либеральным. А без этого имиджа Медведев там тем более не нужен, потому что там таких вагон и малая тележка. Так что вся эта суета, она мне кажется крайне дурным признаком и для Медведева, и для страны», — сказал Орешкин. 

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Другие выпуски