«Необходимо выносить на суд в Гааге»: как белорусская оппозиция будет пытаться признать Лукашенко преступником
Демократические силы Беларуси во главе с экс-кандидатом в президенты Республики Светланой Тихановской объявили о переходе к активной фазе давления на режим Александра Лукашенко. «Мы должны действовать — окно возможностей открыто. Ждать больше нечего — террор нужно остановить раз и навсегда», — сообщается в телеграм-канале Тихановской. Также она инициировала международную конференцию о проведении досрочных выборов в Беларуси. О том, какие меры могут предпринять демократические силы и международное сообщество в ответ на экстренную посадку самолета RyanAir, в эфире Дождя рассказал руководитель Народного антикризисного управления, член президиума Координационного совета белорусской оппозиции Павел Латушко.
Здравствуйте, Павел. Скажите, пожалуйста, действительно открылось ли это «окно возможностей» очередное для белорусской оппозиции? Как вы думаете, каков на данный момент протестный потенциал, после вот этого случая?
Во-первых, как раз таки сам Лукашенко помог открыть это «окно возможностей», выстрелив сам себе в ногу. Никто его не заставлял совершать акт международного терроризма, который, по нашему общему мнению, в ходе встречи в Вильнюсе мы пришли к такому выводу.
Понятно, что необходима соответствующая правовая оценка со стороны иностранных государств, граждане которых могли быть подвергнуты опасности, их жизнь и здоровье, в результате этого инцидента с применением вооруженных сил Беларуси и военного истребителя-перехватчика и сил ПВО. Поэтому необходимо говорить о том, что в этих государствах должны возбуждаться уголовные дела по данному факту, и мы видим, что этот процесс уже начат.
Мы будем также настаивать, конечно, на соответствующих санкциях персональных и экономических в отношении всех тех лиц, которые причастны к этому акту международного терроризма, связанному с захватом одного из белорусских журналистов-блогеров, Романа Протасевича и Софии Сапеги.
Если говорить об «окне возможностей», опять же мы видим, что режим идет по сценарию более жестких репрессий, но совершает ошибку за ошибкой, и фактически обрекает себя на статус нелегального. И мы будем заводить этот термин, и мы постоянно его заводим, о том, что Лукашенко де-факто является уже преступником. Необходимо для этого получить соответствующее решение национальных судов тех стран, граждане которых подвергнуты репрессиям, а также выносить этот вопрос на Международный уголовный суд в Гааге. И эти действия мы будем предпринимать.
Вот я как раз хотел, Павел, про уголовный суд в Гааге, в частности, сегодня и НАТО говорил о необходимости специального расследования этого инцидента в небе. И вообще, верите ли вы в перспективы именно международного расследования, и главное, доведение его до суда, как это было, например, в случае с малайзийским «Боингом», хотя действительно это случаи несравнимые с точки зрения последствий.
Уже есть три трека по привлечению Лукашенко к ответственности как гражданина. Во-первых, он не обладает иммунитетом, в соответствии с Венской конвенцией, он не является главой государства с пятого ноября этого года. Первый трек это универсальная юрисдикция в связи с пытками, примененными в отношении белорусов в ходе массовых репрессий, которые продолжаются каждый день в нашей стране. В соответствии с Конвенцией ООН по противодействию пыткам, каждая страна может возбуждать уголовное дело, и это уже делает Литва, Чехия, планирует, надеемся, Польша.
Есть второй трек, когда в прокуратуру Германии сегодня как раз таки федеральный прокурор Германии принял к производству предварительное следствие по факту опять же преступлений, совершенных против граждан Беларуси, а также ряда граждан ряда государств Европейского союза, и мы надеемся, что это дело завершится соответствующим правовым решением. И там как раз таки обвиняемым проходит Лукашенко.
И этот инцидент, который имел место в небе над Беларусью, когда с применением вооруженных сил, по указанию личному Лукашенко, состоялась посадка гражданского авиасудна и задержание белорусского журналиста и Софьи Сапеги, гражданки Российской Федерации. Так что уже достаточно много юридических оснований к тому, чтобы Лукашенко признавать преступником.
И мы видим, что мировые лидеры практически всех стран мира: и США, и Австрия, и Франция, и приграничные государства, и Германия, заявляют о том, что это акт государственного терроризма, международного терроризма, так что все эти возможности открыл нам Александр Лукашенко.
То есть вы на данный момент считаете, что вот те меры, которые предприняли европейские страны и Европейский союз в целом, они достаточны? Или вы будете настаивать…
Нет, мы планируем, мы конечно же внесли соответствующие предложения уже и в Европейский союз, по расширению персональных санкций и экономических санкций в целом по масштабным репрессиям в Беларуси. Мы же видим, что дело Романа Протасевича это фактически такой знаковый кейс, который произошел за последние дни, но в Беларуси уже на сегодня 428 политических заключенных, а в действительности их тысячи, очень много людей репрессировано, пострадало. Буквально на днях молодой человек покончил жизнь самоубийством в связи с пытками и давлением, которые осуществлялись со стороны следственного комитета. Сегодня состоялись похороны одного из политических заключенных, который умер при невыясненных обстоятельствах в СИЗО на территории Беларуси.
Так что санкции будут расширяться, и мы видим здесь абсолютную политическую волю на уровне Совета ЕС глав государств. Необходимо юридическое оформление, которое произойдет на заседании министров иностранных дел, надеемся, что в ближайшее время, как говорят наши источники, в июне месяце. Так что ответственность будет только расширяться.
И тут мы также, в ходе нашей совместной встречи демократических сил в Вильнюсе, Светлана Тихановская, Народное Антикризисное Управление, представители Координационного совета, Валерий и Вероника Цепкало, говорили о других шагах, в том числе, и в отношении Российской Федерации. Мы сделали соответствующее заявление, оно выйдет в паблик в ближайшее время, оно не длинное, но оно достаточно четкое, которое говорит о наших посылах.
Во-первых, понимает ли Россия, что поддерживая далее Лукашенко, она втягивает себя фактически в действия, связанные с международным терроризмом. Второй фактор, действительно ли российское общество хочет подобного сценария, который сегодня имеет место быть в Беларуси, когда строится концентрационный лагерь. И третье, действительно ли Россия отдает себе отчет, какие финансовые потери понесет Российская Федерация из-за действий Лукашенко, ведь фактически это уже, по оценкам экспертов, пять-шесть миллиардов долларов США, готовы ли еще дополнительно к тем финансам, которые выделяла Россия, добавлять средства.
Ну и четвертый фактор, это уже не в заявлении, мы же видим, что Лукашенко фактически опять, ну так скажем, не издевается над руководством России, говоря о том, что опять же он пытается втянуть в этот международный террористический акт российские власти, которые оправдываются за него, и говорит о том, что Путин «оправдывался» перед ним за то, что будет обсуждать тему Беларуси с президентом Соединенных Штатов Америки, то есть фактически это унижение руководства России. Действительно, если это приятно слышать российским политикам, ну это их право, их выбор.
А вот, кстати, 16 июня действительно будет встреча Путина и Байдена в Женеве, скажите, пожалуйста, как думаете, действительно ли будет обсуждаться вопрос Беларуси, и может ли она на что-то повлиять?
Да, мы приняли соответствующее обращение, оно также выйдет в ближайшее время, от демократических сил Беларуси, наше обращение и к Соединенным Штатам Америки, потому что мы не хотели бы, чтобы действительно без нашей позиции обсуждалась эта тематика, и соответствующее обращение мы направим Соединенным Штатам Америки.
Как вы считаете, вообще на данный момент как вы оцениваете действительно роль России, особенно в отношении реакции на происходящие события последние?
Мы видим, что Россия пытается опять же оправдать действия Лукашенко, она пытается помочь ему в этой безвыходной ситуации, когда весь мир признает, что это захват судна, когда весь мир говорит, что это государственный терроризм или международный терроризм и Россия вынуждена оправдываться за узурпатора, за диктатора, которого не поддерживает белорусский народ.
Конечно, если России выгодно далее по каким-то причинам объяснять незаконные, с точки зрения международного права, действия Лукашенко, ну это опять же выбор Российской Федерации. Но правильнее было бы осудить подобные действия, там же все-таки находились граждане Российской Федерации. Если Россия в этом участвовала, но Россия не признается, что она участвовала в этом процессе, тогда тем более необходимо дать соответствующую политическую и правовую оценку действиям Лукашенко.
Ну и следующий фактор, о котором я говорил, это финансирование. Готова ли Россия дальше финансировать безумного человека, который готов идти не только на масштабные репрессии, убийства, насилие в отношении граждан Беларуси, но он уже готов это делать в отношении иностранных граждан. Ну нет таких примеров в мире, когда международные террористы заканчивали позитивно, не бывает, все равно наступает ответственность. Эта ответственность наступит и в отношении Александра Лукашенко.
Если Россия заинтересована выстраивать отношения с белорусским обществом, с белорусским народом, настало время уже который раз поменять свою позицию. Иначе это стратегическая внешнеполитическая ошибка России.
Спасибо вам большое, Павел.