Престолонаследие от Лукашенко: зачем главе Беларуси декрет о передаче власти в случае его смерти

10/05/2021 - 01:07 (по МСК) Алексей Коростелев
Поддержать ДО ДЬ

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал декрет о защите суверенитета и конституционного строя, согласно которому власть в случае его насильственной смерти перейдет Совету безопасности. Также, согласно документу, после смерти президента в результате теракта, внешней агрессии или других насильственных действий на территории Беларуси вводится чрезвычайное или военное положение. На сайте президента подчеркивается, что «декрет направлен на сохранение независимости и суверенитета страны». Подробности документа, который Лукашенко анонсировал несколько недель назад, обсудили с Екатериной Глод, политическим аналитиком, сотрудником Центра анализа Европейской политики.

Глод считает, что этот документ не несет кардинальных изменений, поскольку законодательные акты и декреты важны в тех государствах, где есть верховенство закона, в правовых государствах. «В Беларуси этого нет давно, а последние 10 месяцев, как говорят, там произошел так называемый правовой дефолт — когда законы вообще не работают», — пояснила она.

Также она отмечает, что, согласно конституции Беларуси, в ситуации, когда президент не может выполнять свои полномочия, власть переходит к премьер-министру, о чем упоминается и в декрете, подписанном Лукашенко сегодня. «То есть, премьер-министр остается у руля страны, только на сегодняшний день это Совбез. О чем нам это говорит — ничего нового, то, что мы знаем на протяжении вот уже, наверное, последнего года — что в Беларуси управляют силовики. Это началось с июня 20-го года, когда на место премьера Румаса был поставлен Роман Головченко, который до этого возглавлял военно-промышленный комплекс, также он являлся членом Совбеза. Также на первый план в Беларуси вышли такие люди как Тертель — теперь он глава КГБ, главный генеральный прокурор Швед — то есть, это те люди, которые управляют сегодня Беларусью», — добавила Глод.

Одной из причиной подписания декрета Глод считает тот факт, что Лукашенко становится все более зависим от силовиков, и они требуют в ответ гарантий. «Они преступили закон, они понимают — если что-то произойдет с самим Лукшенко, то, естественно, они предстанут перед судом и получат большие сроки», — отмечает она. 

При этом Глод подчеркивает, что сторонники демократических изменений в стране не используют силовые методы, и версии о существовании некоего заговора с целью свержения Лукашенко, вероятно, выстраивают сами силовики. «Это, наверное, вот это конспирологическое понимание мира. Рисуется заговор. Возможно и он, и, скорее всего, даже силовики, которые ему рисуют эти заговоры и кладут на стол, вот ему видится такое покушение реальное. Но, конечно же, мы понимаем, что это не те методы, которые используют продемократические активисты в Беларуси сегодня», — пояснила Глод.

Фото: president.gov.by

Другие выпуски