Всего за сутки отношения между Россией и Великобританией из «очень плохих» сразу перешли в стадию «объявленной холодной войны» из-за обвинений России в причастности к отравлению Сергея Скрипаля. Влад Пушкарев — с хроникой этих тревожных суток.
После российско-индонезийских переговоров Сергей Лавров вышел немного задумчивым. Но разговор с журналистами начал сам.
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: У вас были какие- то вопросы не относящиеся к российско-индонезийским переговором?
И правда, 12 марта журналистов мало интересовал вопрос «Че там у Индонезии». Накануне премьер министр Великобритании Тереза Мэй обвинила Россию в нападении и дала 24 часа на объяснения — как российский отравляющий газ оказался на территории Англии. Все ждали ответа Лаврова
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: Прежде чем ставить ультиматумы — отчитаться за 24 часа — лучше им самим подумать, как соблюсти свои собственные обязательства по международному праву. В данном случае конвенции по запрещению хим. оружия. И вообще эпоха колониализма давно ушла в прошлое.
Как известно лучшая защита — нападение. И министр Лавров, как всегда, прекрасно с этим справился. Правда, обычно, сдержанные и интеллигентные англичане эмоций тоже не скрывали. На отравление бывшего российского разведчика Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в местном парламенте отреагировали, сопроводив грозным улюлюканьем жесткие заявления премьера, Терезы Мэй.
Тереза Мэй, премьер-министр Великобритании: Известно, что Россия организовывала убийства, и мы считаем, что Россия рассматривает перебежчиков в качестве целей для подобных убийств. Правительство пришло к выводу, что Россия с высокой долей вероятности несет ответственность за то, что произошло с Сергеем и Юлией Скрипаль.
Нервно-паралитический газ под названием «Новичок» невероятно токсичен, переносится по воздуху, и спутать его ни с чем невозможно. Для небольшого южного городка Солсбери, где жила семья Скрипаль это большое потрясение. А для консервативной Англии почти катастрофа.
Владимир Ашурков, бизнесмен: Это все обсуждают, об этом пишут. Люди ждут реакции от английского парламента.
Бизнесмен Владимир Ашурков уже четыре года живет в Лондоне. Люди там по столичному спокойно отнеслись к истории с Сергеем Скрипалем. Но английская пресса, последние несколько дней, писала только о российском следе в покушении на бывшего российского шпиона.
The Times: «Тереза Мэй может нанести ответный удар по шпионской атаке России».
Daily Mail: «Бывший агент КГБ был предупрежден о том, что с ним и Сергеем Скрипалем произойдет что-то плохое за несколько недель до того, как российский шпион и его дочь подверглись нападению со стороны агента».
Independent: «Высока вероятность того, что Россия ответственна за отравление Сергея Скрипаля».
И окончательный удар по российско-английским отношениям от газеты Standart: «Эмбер Радд разнесла „инфантильную“ Россию за попытку убийства бывшего шпиона Сергея Скрипаля и его дочери».
Ответ от российских телеканалов не заставил себя долго ждать. Дмитрий Киселев, неторопливо и с наслаждением обвинил Англию во вранье, а заодно и Соединенные штаты — в заговоре против России. Но началось все с ведущего «Первого канала» Кирилла Клейменова — он доходчиво всем объяснил почему отравили Сергея Скрипаля.
Кирилла Клейменова, из эфира «Первого канала»: Предатели живут не долго.
И если для нас подобные заявления ведущего федерального канала это норма, в Британии его слова использовали как доказательство — значит действительно виноваты. А после выхода фильма Андрея Кондрашова «Путин» все встало на свои места.
В Государственной Думе выступления Терезы Мэй как будто ждали. Депутат Слуцкий наконец-то смог заняться работой и обвинить США в разжигании ненависти против России. В думской комиссии по обороне предложили англичанам задуматься — в какую игру они решили сыграть. Но самое главное прозвучало из уст председателя думы Вячеслава Володина. Теперь мы тоже можем кого-то обвинить во вмешательстве в наши выборы.
Вячеслав Володин, председатель ГД: Это является формой влияния в том числе и на избирательную кампанию. Именно в этот период времени разворачиваются эти события.
Впрочем, рассуждают политологи, отношения между Россией и Великобританией безнадежно испорчены уже давно. Историю с отравлением Литвиненко пережили — переживем и это. Бизнесмен Владимир Ашурков считает, что история с Сергеем Скрипалем это не просто сигнал перебежчикам, это предвыборное послание президента Путина оппозиции.
Владимир Ашурков, бизнесмен: Я так понимаю, что люди, которые занимаются оппозиционной политикой, которые противостоят сложившемуся в России режиму — они находятся в опасности. Я считаю, что это опасность гораздо больше для тех, кто находится в Москве и других регионах России, чем для меня, который находится в Лондоне. Хотя, конечно, если решение принято в Москве, я уверен, что российские спецслужбы могут выполнить те приказы, которые им будут отданы.
Фото: Paul Hackett / Reuters