«Те, кто хотят перемен, голосуют за коммунистов»: почему средний класс в России не заинтересован в реформах
Россияне хотят перемен! В числе сторонников изменений — 2/3 жителей страны. Об этом на сайте Московского Центра Карнеги пишет социолог «Левада-центра» Денис Волков. Правда, это не те перемены, о которых любит говорить демократическая общественность. Чего же хотят россияне, рассказал автор статьи Денис Волков.
В основном россияне хотят стабильности, но ее период закончился. Опросы «Левада-центра» показывают, что запрос на стабильность существует в обществе с начала кризиса 2008-2009 годов, когда уверенность в завтрашнем дне заметно упала.
«Чаще о том, что они хотят перемен, говорят представители самых обездоленных, малообеспеченных групп, кто никак не выиграл от текущей ситуации. Вот там самые большие показатели тех, кто перемен хотят — больше 60-70%», — рассказал социолог.
А вот средний класс в реформах заинтересован не так сильно: «Средний класс у нас ведь достаточно специфический в России. Большая часть среднего класса по доходам — она завязана на государство. На государство, государственные расходы, госкорпорации, всякие службы, чиновничество и так далее. Тут они достаточно выиграли за последние годы, поэтому они в меньшей степени заинтересованы в каких-то серьезных переменах. Да, те, кто менее зависим от государства и в денежном отношении, и в информационном, меньше смотрят государственные каналы — да, там действительно тоже большое количество тех, кто хочет перемен».
Одним из критериев «независимого» среднего класса социолог называет получение информации из частных медиа-компаний — Дождь, РБК, «Эхо Москвы» и другие СМИ. Это небольшая группа людей, которые готовы поддержать демократических кандидатов.
«Большая часть тех, кто хотел бы перемен, идут голосовать за коммунистов, за ЛДПР, за системную оппозицию. Но, опять же, что это за люди. Ведь коммунистический электорат — это прежде всего пожилые люди, малообеспеченные, кто хотел бы, чтобы их жизнь улучшилась. Одновременно, по другим нашим исследованиям, мы видим, что КПРФ, например, в Москве, работает удачно с протестной публикой, помогает. Прежде всего, потому что у них есть ресурсы депутатов, партии, Госдумы. Они так или иначе помогают вкладчикам, еще кому-то», — рассказал Денис Волков.
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости